Проблемы развития транспортной деятельности государств в доктрине международного частного права

(Алиев Э. А.) ("Международное публичное и частное право", 2006, N 4) Текст документа

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВ В ДОКТРИНЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ЧАСТНОГО ПРАВА

Э. А. АЛИЕВ

Алиев Э. А., кандидат юридических наук.

Автор при исследовании темы пришел к выводу, что при формировании современной договорно-правовой базы для транспортной деятельности государствам необходимо проводить тщательное сравнение не только законодательства друг друга, но и с действующими международно-правовыми нормами и положениями.

Развитие транспортной деятельности современных государств во многом предопределено стратегией становления их внешнеэкономических связей, отражающих обобщенное состояние происходящих процессов и изменений в системе международных экономических отношений, регулируемых нормами современного международного права <*>. -------------------------------- <*> Подробнее об этом см., например: Усенко Е. Т. Соотношение и взаимодействие международного и национального права и российская Конституция // Московский журнал международного права. 1993. N 2. С. 12 - 26; Талалаев А. Н. Соотношение международного и внутригосударственного права и Конституция Российской Федерации // Московский журнал международного права. 1994. N 4. С. 3 - 17 и др.

Так, нормы международного частного права, касающиеся транспортной деятельности государств, рассматриваются не только как часть системы этой отрасли права, но и отражают объективные характеристики регулируемых ими транспортных отношений, их общие и специфические свойства и качества. Во-вторых, данные нормы определяют также и единство системы международного частного права, которое проявляется во взаимосвязи и взаимной обусловленности его институтов, отдельных структур. В-третьих, нормы, регламентирующие транспортные правоотношения, осложненные иностранным элементом, могут также способствовать становлению отдельных подсистем международного частного права. К примеру, высокая степень обособления может создавать и соответствующим образом характеризовать отдельные комплексы норм международного частного права, действующие, предположим, в области торгового мореплавания, что дает определенное основание означать системы этих норм как "международное частное морское право" <*>. -------------------------------- <*> Об этом см.: Иванов Г. Г., Маковский А. Л. Международное частное морское право. Л.: Судостроение, 1984; Маковский А. Л. Новый этап в развитии международного частного права в России // Журнал российского права. 1997. N 1. С. 12 - 24; Звеков В. П., Марышева Н. И. Развитие законодательства о международном частном праве // Журнал российского права. 1997. N 1. С. 3 - 18; Транспортное право. Автор. колл. М.: Былина, 2002. С. 8 - 15 (о понятии российского морского частного права); и др.

Как очевидно, правовые положения, регулирующие транспортную деятельность государств, входят преимущественно в систему норм международного частного права постольку, поскольку они предназначены для регулирования в данном случае транспортных правоотношений с присутствием в них иностранного элемента. Одна из особенностей заключается в том, что наличие данного элемента в составе частноправового отношения и участвующего в транспортной деятельности государств способствует возникновению различных вопросов, например о применяемом праве или компетентном органе, который призван определить это право. В этом случае может возникнуть и вопрос о процессуальных формах и средствах рассмотрения определенного дела с участием иностранного элемента, что в совокупности относится уже к вопросам международного гражданского процесса, и т. д. Поэтому важное значение приобретают международные перевозки, возникающие в процессе транспортной деятельности государств не только с познавательной точки зрения, но и для выбора требуемой правовой системы, которая может быть достаточно компетентной для регулирования разнообразных транспортных правоотношений. При этом, естественно, вопрос о выборе права может вытекать только при условии, что перемещение грузов или пассажиров имеет международный характер, или в соответствии с используемой в международном частном праве терминологией, осложненной присутствием иностранного элемента. Однако в некоторых ситуациях такое присутствие само по себе не имеет значения для признания перевозки международной, если, в частности, машинист (пилот и т. д.) или начальник поезда (командир самолета и т. д.) являются гражданами иностранного государства, поскольку в ряде международных транспортных конвенций специально отмечается, что ее применение не зависит ни от места жительства, ни от национальности сторон, заключающих договор перевозки <*>. -------------------------------- <*> См., например: Холопов К. В. Комментарий к Конвенции о договоре международной дорожной перевозки груза. М.: Транспорт, 2000. С. 9.

Осуществление транспортной деятельности государств, особенно в условиях формирования рыночных отношений как в национальной, так и в мировой экономике с использованием различных форм и видов экономического сотрудничества и партнерства, невозможно без установления транспортных связей, которые обычно в доктрине международного частного права именуются как международные перевозки. Поэтому для государств, учитывая их географическое положение, наличие различных развитых транспортных средств и другие факторы, правовое регулирование международных перевозок имеет принципиальное значение. Вместе с тем в современной международной частноправовой доктрине под транспортной деятельностью государства (перевозкой) понимается такая деятельность, которая предусматривает соответствующее перемещение грузов или пассажиров посредством любого вида транспортного средства, которое обладает (перемещение) международным характером. Другими словами, современная транспортная деятельность государств - это такая деятельность, которая обеспечивает перемещение предмета транспортной операции между двумя и более странами при осуществлении их международных экономических связей. Кроме того, на мировом рынке такая деятельность имеет форму (классификацию) различных транспортных услуг, которые могут различаться в зависимости от ряда факторов, функциональных признаков, характеристик и критериев. В частности: а) по виду транспортного средства: водный (морской и речной); наземный (железнодорожный и автомобильный); воздушный (авиационный); трубопроводный; смешанный; б) по предмету транспортной операции (груз, пассажир, багаж); в) по транспортной характеристике товара: сухой (навалочные), насыпной, так называемые генеральные (штучные); наливной (нефть и продукты ее переработки, растительные масла, некоторые алкогольные напитки и т. д.); г) по периодичности перевозки (регулярные и нерегулярные); д) по порядку прохождения границы (перегрузочные и неперегрузочные); е) по виду транспортно-технологической системы (контейнерная, паромная, литерная и т. д.); ж) по видам сообщения (прямое, непрямое и т. д.). Наряду с данными понятиями различают понятие международных транспортных операций, под которым подразумевают в первую очередь перемещение грузов или пассажиров из одного государства в другое; в ситуации с внешнеторговыми грузами речь идет, естественно, о взаимоотношениях между страной-продавцом и страной-покупателем с учетом маршрутов их перевозки. Так или иначе принципиальными критериями являются, во-первых, факт, связанный с местом отправления и местом назначения, которые, разумеется, должны находиться на территориях различных государств; во-вторых, само перемещение должно осуществляться иностранным транспортным средством по территории другого (иностранного) государства. Важная особенность заключается в том, что в своем развитии транспортная деятельность государств за последние десятилетия претерпела существенные изменения, в том числе и с точки зрения правового регулирования международных перевозок. Речь идет о том, что в недалеком прошлом транспортные перевозки между государствами регулировались преимущественно нормами внутригосударственного (национального) права, хотя в таком порядке перевозки, особенно на морском и автомобильном транспорте, осуществляются и в настоящее время. В этих случаях транспортные условия в связи с тем, что они не были предусмотрены, например, в перевозочном документе (коносаменте, накладной, пассажирском билете и т. д.), определяются в соответствии с внутригосударственным правом страны, к которому может отослать коллизионная норма, подлежащая применению в соответствии, в частности, с условиями договора международной транспортной перевозки. Время и развитие транспортной деятельности государств показали, что такой порядок регулирования международных перевозок способствовал и созданию определенных сложностей. Особенно это имело место в условиях развития и роста объема перевозок грузов и пассажиров, тем более следующих по территории нескольких стран, когда возникали трудности, связанные с существенным различием коллизионных норм и транспортного права соответствующих государств. Поэтому в целях избежания этих сложностей и трудностей государства стали активно заключать международные соглашения <*>, преимущественно в виде транспортных конвенций, в которых закреплялись единообразные, определяющие условия для международных перевозок. Не случайно, что согласно ст. 9 Закона Азербайджанской Республики "О транспорте" (1999) "осуществление перевозок грузов, пассажиров, багажа и почты и транспортно-экспедиционного обслуживания проводится на основании соответствующих договоров, заключенных в соответствии с законодательством" (п. 1). -------------------------------- <*> По этому поводу см., например: Минаков А. И. Международный договор как источник международного частного права (вопросы теории) // Советский ежегодник международного права. 1986. М.: Наука, 1978. С. 228 - 241; Ануфриева Л. П. Об источниках международного частного права (некоторые вопросы теории) // Московский журнал международного права. 1994. N 4. С. 46 - 63; Кабатова Е. В. Новое коллизионное регулирование в проекте Гражданского кодекса Российской Федерации // Журнал международного частного права. 1996. N 4. С. 23 - 37; Белов А. П. Международные договоры и иные документы по вопросам внешнеэкономической деятельности // Право и экономика. 1997. N 7 - 8. С. 17 - 26 и др.

Как видно, транспортная деятельность государств включает в себя не только осуществление экспортно-импортных операций (с грузами, перевозки пассажиров и багажа и др.), но и другие виды транспортных перевозок (сообщений), связанных с экономическим сотрудничеством, партнерством и хозяйственной деятельностью современных государств. Вместе с тем такая деятельность как бы объединена понятием международного транспортного процесса (и права), главной составной частью которого является иностранный элемент. С другой стороны, современная транспортная деятельность государств или международный транспортный процесс играют исключительно важную роль в вопросе геоэкономической определенности как в проявлении современных тенденций глобализации в мировой хозяйственной системе, так и в международных экономических отношениях. Одна из особенностей, затрагивающая эти принципиальные обстоятельства, заключается в том, что общественные отношения, включая их международный экономический аспект, находятся в поступательном и диалектическом развитии, которое, как известно, сопровождается постоянными изменениями. Можно также отметить и то, что транспортные правоотношения, складывающиеся между иностранными физическими и юридическими лицами, свидетельствуют о том, что эти правоотношения складываются не изолированно друг от друга и на уровне международных экономических связей существует различная по своему содержанию транспортная деятельность хозяйствующих субъектов, характер и специфика которых требуют их международно-правового урегулирования в комплексном порядке. Представляется, что существующая в системе современных международных экономических отношений область транспортных связей государств все более активно охватывается сферой деятельности международного частного права, что в вопросах осуществления эффективного правового регулирования этих связей первостепенное значение приобретает сравнительное правоведение. Последнее, как известно, сыграло (и продолжает играть) существенную роль в становлении и развитии современного международного частного права. Более того, ни одна правовая наука, ни один комплекс правовых норм не связаны со сравнительным правоведением в той степени, как международное частное право <*>. -------------------------------- <*> См., например: Марченко М. Н. Сравнительное правоведение. Общая часть. М.: Зеркало, 2001; Мамедов А. Г. Законодательство Азербайджанской Республики о международном частном праве и международное право: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Баку, 2005 и др.

Со своей стороны можно отметить, что значение сравнительного правоведения как для развития международного частного права, так и для урегулирования транспортной деятельности государств объясняется в большей степени их схожестью, в частности, с точки зрения методологии, которая, в свою очередь, прослеживается, к примеру, в использовании сравнительного метода или в отражении реального существования различных правовых систем <*> и в некоторых других случаях. -------------------------------- <*> Подробнее по этому поводу см.: Рубанов А. А. Теоретические основы международного взаимодействия национальных правовых систем. М.: Наука, 1984 и др.

Вместе с тем в процессе развития современного международного частного права и формирования сравнительного правоведения существенную роль сыграл ряд факторов, среди которых исторические реальности последних десятилетий, развитие экономических, интеграционных процессов, международных экономических, в том числе транспортных, отношений и конкретно торговых связей и некоторые другие, способствовавшие выходу правовой науки за пределы внутригосударственного права и законодательства. Учитывая распространение сферы научной деятельности международного частного права, следует иметь в виду, что сравнительное правоведение невозможно отождествлять с отраслевыми, так называемыми сравнительно-правовыми дисциплинами (гражданское право, административное право, транспортное право и некоторые другие) по ряду причин и обстоятельств. Во-первых, в отличие от них международное частное право никогда не рассматривалось как отрасль внутригосударственного права; во-вторых, одной из целей упомянутых отраслей является, как известно, определение закономерностей развития соответствующих отраслей отдельных правовых систем; в-третьих, использование сравнительного метода в международном частном праве предусматривает регулирование не только общих, но и конкретных правоотношений, касающихся и транспортной деятельности субъектов. Нельзя не согласиться с мнением некоторых авторов, которые воспринимают международное частное право как коллизионное право, утверждающих о потере специфики использования сравнительного правоведения в международном частном праве, осуществляющего регулирующую функцию. Одна из последних попыток решения этих вопросов предпринята Е. В. Кабатовой в ее работе "Изменение роли коллизионного метода в международном частном праве", где дается соответствующее теоретическое обоснование новому подходу к решению проблемы применения коллизионных норм <*>. -------------------------------- ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Вопросы, касающиеся коллизионного метода в международном праве, рассмотрены также в учебнике М. М. Богуславского "Международное частное право", включенном в информационный банк согласно публикации - Юрист, 2005 (издание пятое, переработанное и дополненное). ------------------------------------------------------------------ <*> Об этом см. в кн.: Международное частное право. Современная практика: Сборник статей / Под ред. М. М. Богуславского, А. Г. Светланова. М.: Наука, 2000. С. 5 - 16.

Пересмотр устоявшихся, традиционных позиций о преимущественной роли коллизионных норм связан, на наш взгляд, с ролью сравнительного правоведения в отношении как этих, так и других, например материально-правовых, норм, которые являются составной частью современного международного частного права, что особенно обнаруживается при использовании сравнительного правоведения в процессе создания этих норм. Вместе с тем вряд ли целесообразно рассматривать международное частное право как сугубо коллизионное право, а коллизионную норму как отсылочную, поскольку, вероятно, сфера применения сравнительного метода к международному частному праву ограничивается лишь толкованием ее содержания. Даже при своих некоторых схожих чертах существуют определенные различия между сравнительным правоведением и международным частным правом, например, в том, что в отличие от сравнительного права международное частное право, как известно, объединяет в себе комплекс правовых норм. Далее в случае, когда сравнительное правоведение имеет цель путем сопоставления различных правовых систем определить схожие и различные черты, то международное частное право имеет одну из целей регулировать различные, в том числе транспортные, правоотношения в сфере международных экономических связей. Непреложным, однако, является то, что и международное частное право, и сравнительное правоведение осуществляют соответствующие исследования иностранного права с помощью сравнительного метода и с учетом своих целей и круга научных интересов. Это, как представляется, вполне закономерно, поскольку сравнительное правоведение находится во взаимосвязи с правовыми нормами различных государств и одновременно не ставит перед собой какой-то определенной практической цели. Поэтому вполне обоснованно считает Л. А. Лунц, что использование сравнения в международном частном праве является твердо установленной традицией, которая отвечает прежде всего потребностям практики <*>. -------------------------------- <*> Лунц Л. А. Курс международного частного права: В 3 т. Т. 2. М.: Спарк, 2002. С. 15.

Изложенные мнения, можно отметить, сохраняют свою актуальность, подчеркивая неразрывную диалектическую взаимосвязь международного публичного и международного частного права <*>, раскрывая новые возможности для практической деятельности государств в сфере международных экономических отношений, включая, естественно, и транспортную. Особую роль в этих процессах играет и сравнительное правоведение, что вполне очевидно, поскольку в современную эпоху ввиду высокого уровня разнообразных международных отношений применение частноправовых методов возможно только на основе результатов, полученных сравнительным правом. -------------------------------- <*> Об этом подробнее см., например: Ануфриева Л. П. Соотношение международного публичного и международного частного права: правовые категории. М.: Спарк, 2002; и др.

При этом можно отметить также, что применение сравнительного метода в международном частном праве, в международных экономических (торгово-транспортных) отношениях имеет некоторые важные особенности и характерные черты, которые, на наш взгляд, предопределены в первую очередь юридической природой частноправовых (гражданско-правовых) отношений. Другая особенность - это сам характер регулируемых международным частным правом отношений и та роль, которую играет сравнительное правоведение, создающее определенные условия и предпосылки как в создании норм этой отрасли права, так и возможности для применения этих норм в процессе практического использования, в том числе при осуществлении транспортной деятельности современных государств. Третья особенность связана с теоретическим аспектом проблемы и касается, на наш взгляд, так называемого функционального характера сравнительного правоведения независимо от обстоятельств его использования в определенной области правоотношений, самого нормотворческого процесса или процесса их применения. В-четвертых, сравнительное правоведение как бы обусловливает связанность международного частного права не только с международным публичным, но внутригосударственным (национальным) правом. Таким образом, функциональная способность сравнительного правоведения имеет как теоретическую, так и практическую направленность, обеспечивающую в том числе согласованную волю и интересы государств в их сотрудничестве в торгово-транспортной сфере, учитывающее требования конкретного внешнеэкономического оборота. Вместе с тем для транспортной деятельности государств важны не только роль сравнительного правоведения, внутригосударственного (национального) и международного частного права, но и эффективное действие норм и положений соответствующих международных договоров, широко признанных конвенций в данной области. В этом случае особое значение приобретает сам факт создания внутригосударственных, унифицированных, конвенционных и других договорно-правовых норм <*>, которые также нуждаются в применении сравнительного метода и правоведения, что в равной мере может относиться и к коллизионным, и к материальным нормам в практике современных международных экономических отношений. При этом не последнюю роль играет вопрос о выработке наиболее оптимальных и эффективных форм, более выгодных методов, способов и средств претворения этих норм в жизнь. -------------------------------- <*> Подробнее см., например: Венская конвенция о праве международных договоров: Комментарий / Составитель и автор комментариев А. М. Талалаев. М.: Юридическая литература, 1997; Вилкова Н. Г. Методы унификации права международных коммерческих контрактов // Государство и право. 1998. N 7. С. 25 - 37; Розенберг М. Г. Международный договор и иностранное право в практике международного коммерческого арбитражного суда. М.: Статут, 1998; Комаров А. С. Международная унификация правового регулирования внешнеэкономической деятельности // Законодательство. 1999. N 11 - 12; и др.

Что касается роли и значения международных договоров в сфере транспортной деятельности современных государств, то многосторонние и двусторонние соглашения, регулирующие международные перевозки, действительно, остаются наиболее распространенной формой закрепления всей системы межгосударственных правоотношений в транспортном процессе <*>. -------------------------------- <*> См. по этому поводу: Алиев Э. Международные договоры Азербайджана в области автомобильных сообщений и перевозок // Коллегия. Российский правовой журнал. 2005. N 5 - 6. С. 18 - 23.

Такая правовая форма, на наш взгляд, целиком и полностью соответствует, во-первых, интересам развития интеграционных процессов в системе международных экономических отношений и мирового хозяйства в целом; во-вторых, способствует ускорению экономической стабильности и безопасности новых суверенных стран, в том числе в осуществлении ими реформ переходного на рыночные отношения периода. В-третьих, играет существенную роль в появлении других, более совершенных, форм и механизмов договорно-правовых отношений, нацеленных на реализацию оригинальных программ (проектов) сотрудничества и партнерства в сфере использования различных современных транспортных средств, международных перевозок (грузов и пассажиров) и транспортировки (энергоносителей). В-четвертых, разнообразная договорно-правовая практика активно содействует унификации условий по перевозкам и транспортировке, определяя при этом не только их территориальную сферу, но и приводя их в большее соответствие с существующими международно-правовыми нормами и стандартами, которыми в конечном счете обусловлены права и обязанности сторон - участниц транспортных правоотношений. К числу такого рода соглашений относятся в первую очередь такие, которые имеют весьма важное международно-правовое значение, поскольку их реализация касается не только интересов узкой группы государств, а имеет стратегический, геополитический (межконтинентальный) характер и предназначение. Одним из таких многосторонних международно-правовых договоров является Конвенция СНГ о международных автомобильных перевозках пассажиров и багажа (Бишкек, 1997 г.), предусматривающая и реконструкцию, и строительство транспортных маршрутов, в частности, в рамках крупного проекта - программы восстановления исторического Великого шелкового пути (ТРАСЕКА), соединяющих, через Кавказ, Азию с Европой. Договорно-правовая база, создаваемая подобного рода многосторонними соглашениями (конвенциями), порождает благоприятные предпосылки для урегулирования широкого круга вопросов в области международной транспортной деятельности, способствует взаимовыгодному сотрудничеству и партнерству в данной области, согласуется с их долгосрочными внешнеэкономическими и иными интересами. Из двусторонних международно-правовых документов последних лет можно отметить, к примеру, азербайджано-молдавское (ноябрь 1997 г.), азербайджано-российское (январь 2001 г.), азербайджано-грузинское (май 2004 г.) и ряд других межправительственных соглашений в области международных перевозок. Несмотря на определенную однотипность этих двусторонних актов, в них содержится немало отличных друг от друга положений, отражающих как своеобразие присущих партнерам интересов и особенностей, так и желание иметь прочные, устойчивые и разнообразные транспортные правоотношения, а также интегрироваться в мировые транспортные коммуникации и связи. Дальнейшее развитие и совершенствование договорно-правовой базы транспортной деятельности государств имеет и другие цели, одна из которых - относительная либерализация и упрощение процедур в современных международных транспортных перевозках. Важны также исправление и ликвидация в них многих негативных факторов и явлений, тормозящих формирование нового международного экономического порядка в транспортной сфере. Относительно доктрины современного международного частного права, касающейся вопроса о транспортной деятельности государств, правомерно, на наш взгляд, исходить из того, что применение сравнительного метода и правоведения наряду с прочим направлено на расширение сферы и эффективности применения международных договоров (соглашений), в том числе конвенций о транспортных перевозках. Такой подход предусматривает и использование общих и специальных понятий и механизмов в этой области, которые применяются в различных правовых системах, а также исходит из необходимости единообразного толкования и применения договорных (конвенционных) норм. Это важно, поскольку те же правовые понятия в различных правовых системах могут иметь различное содержание и определение того, согласно какому праву проведено толкование, что создает необходимость их сравнения с помощью сравнительного правоведения. А это, в свою очередь, означает, что использование общих понятий международного частного права применительно к транспортной деятельности государств необходимо, по крайней мере, для принятия справедливых и правомерных решений, отражающих требования и интересы участников внешнеэкономического оборота. Существенно и то, что при формировании современной договорно-правовой базы для транспортной деятельности государствам необходимо проводить тщательное сравнение (сопоставление) не только законодательств друг друга, но и с действующими международно-правовыми нормами и положениями в данной области.

Список литературы:

1. Иванов Г. Г., Маковский А. Л. Международное частное морское право. Л.: Судостроение, 1984. 2. Транспортное право. Автор. колл. М.: Былина, 2002 (о понятии российского морского частного права); и др. 3. Холопов К. В. Комментарий к Конвенции о договоре международной дорожной перевозке груза. М.: Транспорт, 2000. 4. Марченко М. Н. Сравнительное правоведение. Общая часть. М.: Зеркало, 2001. 5. Лунц Л. А. Курс международного частного права: В 3 т. Т. 2. М.: Спарк, 2002. 6. Талалаев А. Н. Соотношение международного и внутригосударственного права и Конституция Российской Федерации // Московский журнал международного права. 1994. N 4; и др. 7. Маковский А. Л. Новый этап в развитии международного частного права в России // Журнал российского права. 1997. N 1. 8. Ануфриева Л. П. Об источниках международного частного права (некоторые вопросы теории) // Московский журнал международного права. 1994. N 4. 9. Белов А. П. Международные договоры и иные документы по вопросам внешнеэкономической деятельности // Право и экономика. 1997. N 7 - 8. 10. Комаров А. С. Международная унификация правового регулирования внешнеэкономической деятельности // Законодательство. 1999. N 11 - 12. 11. Вилкова Н. Г. Методы унификации права международных коммерческих контрактов // Государство и право. 1998. N 7. 12. Алиев Э. Международные договоры Азербайджана в области автомобильных сообщений и перевозок // Коллегия. Российский правовой журнал. 2005. N 5 - 6. 13. Мамедов А. Г. Законодательство Азербайджанской Республики о международном частном праве и международное право: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Баку, 2005.

Название документа