Об отсутствии оснований для привлечения организации к ответственности за непредставление в налоговый орган регистров бухгалтерского учета в случае, если в соответствии с установленными правилами ведения бухгалтерского учета и учетной политикой организацией не утверждаются и не ведутся указанные регистры, в частности, в форме карточек
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 25 января 2012 г. N 07-02-06/10
В связи с письмом Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности сообщает, что Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, не предусмотрено рассмотрение обращений организаций по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практике его применения, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Вместе с тем обращаем внимание, что в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности. При этом, среди прочего, утверждаются формы регистров бухгалтерского учета.
По разъяснению Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики, ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) предусмотрена ответственность за непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах.
Подпунктом 1 п. 1 ст. 31 Кодекса предусмотрено право налоговых органов истребовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах у налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.
Так, например, при проведении камеральной налоговой проверки налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент) представляет в налоговый орган документы, предусмотренные ст. 88 Кодекса.
При проведении выездной налоговой проверки налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент), в соответствии с п. 12 ст. 89 Кодекса, обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, ознакомиться с любыми документами, связанными с исчислением и уплатой налогов (сборов).
По мнению Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики, в случае, если в соответствии с установленными правилами ведения бухгалтерского учета и учетной политикой организацией не утверждаются и не ведутся регистры бухгалтерского учета, в частности, в форме карточек, отсутствуют основания для привлечения этой организации к ответственности за непредставление в налоговый орган таких карточек.
Директор Департамента
Л. З.ШНЕЙДМАН
25.01.2012