Является ли виной работодателя простой в работе в связи с невозможностью немедленно устранить поломку оборудования?

Ответ: Простой в работе, вызванный невозможностью немедленно устранить поломку оборудования, например вследствие несвоевременной поставки деталей, необходимых для ремонта оборудования, можно трактовать как простой по причинам, не зависящим от работника и работодателя. Однако, если работодатель, имея все необходимые детали, сознательно затягивает ремонт оборудования, время простоя будет трактоваться как время простоя по вине работодателя.

Обоснование: Согласно ч. 3 ст. 72.2 Трудового кодекса РФ причинами простоя (временной приостановки работы) считаются обстоятельства экономического, технологического, технического или организационного характера.

В соответствии со ст. 157 ТК РФ время простоя по вине работодателя оплачивается в размере не менее двух третей средней заработной платы работника.

Время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, оплачивается в размере не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя.

Время простоя по вине работника не оплачивается.

О начале простоя, вызванного поломкой оборудования и другими причинами, которые делают невозможным продолжение выполнения работником его трудовой функции, работник обязан сообщить своему непосредственному руководителю, иному представителю работодателя.

Однако трудовым законодательством не раскрываются причины, по которым можно определить, по чьей вине произошел простой.

Для того чтобы определить, по чьей вине произошел простой, можно обратиться к Письму Роструда от 12.05.2011 N 1276-6-1, согласно которому, если работником был сломан станок, простой вызван виновными действиями работника. При этом оснований считать, что в отношении других работников, работающих на данном станке, произошел простой по вине работодателя, не имеется. То есть в отношении других работников простой вызван причинами, не зависящими от работодателя и работника.

Таким образом, можно сделать вывод, что простой в работе, вызванный невозможностью немедленно устранить поломку оборудования, например вследствие невыполнения контрагентами своих обязательств по договору (несвоевременной поставки деталей, узлов, агрегатов и тому подобного, необходимых для ремонта оборудования), можно трактовать как простой по причинам, не зависящим от работника и работодателя. Однако, если работодатель, имея все необходимые детали, сознательно затягивает ремонт оборудования, время простоя будет трактоваться как время простоя по вине работодателя.

В. И.Цыганок

ООО "Рексам Беверидж Кэн Наро-Фоминск"

01.04.2014