Проблемы наследования выморочного имущества

(Путилина Е. С.)

("Нотариус", 2006, N 3)

Текст документа

ПРОБЛЕМЫ НАСЛЕДОВАНИЯ ВЫМОРОЧНОГО ИМУЩЕСТВА

Е. С. ПУТИЛИНА

Путилина Е. С., соискатель ученой степени кандидата наук кафедры гражданского права Ростовского государственного университета, старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса РГУПС МИПП.

Российская Федерация в качестве наследника выморочного имущества - особый наследник по закону, не отнесенный ни к одной из очередей. Используемое законодателем словосочетание "в порядке наследования по закону" имеет принципиальное значение для определения передачи выморочного имущества в собственность государства, поскольку означает использование законодательной конструкции наследственного права по отношению к выморочному имуществу. Особое положение Российской Федерации в гражданском обороте предопределяет и особый порядок получения выморочного имущества. Становясь федеральной собственностью, выморочное имущество поступает в государственную казну Российской Федерации. В п. 3 ст. 1151 ГК РФ предусмотрено издание федерального закона о порядке наследования и учета выморочного имущества, а также о порядке его передачи в собственность субъектов Российской Федерации или собственность муниципальных образований. Однако в настоящее время такой закон еще не принят. В результате это приводит к ряду немаловажных проблем. В качестве примера можно привести случаи с наследованием "выморочных" квартир. Согласно статистике столичного Департамента жилищного фонда и жилищной политики в Москве таких квартир насчитывается до 500 единиц. Формально такая жилплощадь становится федеральной собственностью, и пока не принят соответствующий закон, пользоваться таким жильем либо совершать с ним какую-либо сделку противозаконно. В действительности квартиры без наследников продолжают пустовать и в собственность (в том числе федеральную) не оформляются. В связи с этим все расходы по их содержанию (оплата счетов за коммунальные услуги и т. д.) производятся за счет городского бюджета, однако права распоряжаться такими квартирами городская администрация не имеет.

Порядок наследования выморочного имущества в целом определен в части третьей ГК РФ, однако в ее нормах не решен вопрос о том, какие именно органы вправе или обязаны участвовать в наследственном правоотношении от имени Российской федерации. Так, в п. 1 ст. 125 ГК РФ установлено, что от имени Российской Федерации в гражданских правоотношениях участвуют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Таким образом, квалифицирующим признаком, позволяющим решить вопрос о том, какой орган должен представлять Российскую Федерацию при получении выморочного имущества, является наличие таких полномочий у государственного органа и закрепление их актами, определяющими их статус.

На практике возник вопрос о порядке наследования выморочного имущества, поскольку различные государственные органы - территориальные органы Министерства имущественных отношений РФ и Министерства по налогам и сборам РФ - заявляют о своем праве от имени Российской Федерации на получение свидетельства о праве на выморочное имущество (в частности, на недвижимость). В данном случае принципиальное значение имеет вопрос о том, какими нормативными актами необходимо руководствоваться при переходе выморочного имущества.

Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" до приведения законов и иных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с частью третьей ГК РФ законы и иные правовые акты РФ, а также акты законодательства СССР, действующие на территории РФ в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством РФ, применяются постольку, поскольку они не противоречат части третьей ГК РФ. Пунктом 2 ст. 4 Вводного закона установлено, что по вопросам, которые согласно части третьей ГК РФ могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения соответствующих законов изданные до введения в действие части третьей ГК РФ нормативные акты Верховного Совета РСФСР, Верховного Совета РФ, не являющиеся законами, и нормативные акты Президиума Верховного Совета РСФСР, Президента РФ и Правительства РФ, а также применяемые на территории РФ нормативные акты Верховного Совета СССР, не являющиеся законами, и нормативные акты Президиума Верховного Совета СССР, Президента СССР и Правительства СССР. Таким образом, нормативные акты, не являющиеся законами, могут применяться на территории Российской Федерации до принятия соответствующих федеральных законов при условии, что они не противоречат части третьей ГК РФ.

До настоящего времени действует Положение о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 29 июня 1984 г. N 683, согласно п. 3 которого учет, принятие мер по охране и оценке имущества (в том числе перешедшего по наследованию к государству) возлагается на налоговые органы, а также Инструкция о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов, утвержденная Министерством финансов СССР от 19 декабря 1984 г. N 185, конкретизирующая полномочия территориальных органов МНС РФ по учету имущества, перешедшего по праву наследования к государству. В п. 18 Положения о Государственной налоговой службе РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 31 декабря 1991 г. N 340, также закреплено, что учет, оценку и реализацию имущества, перешедшего по праву наследования к государству, осуществляют налоговые органы. На основании Указа Президента РФ от 23 декабря 1998 г. N 1635 Государственная налоговая служба РФ была преобразована в Министерство РФ по налогам и сборам. Однако в Положении о Министерстве РФ по налогам и сборам, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2000 г. N 783, такие функции налоговых органов, как получение свидетельств о праве государства на наследство и выступление от имени государства в судах по наследственным делам, не предусмотрены. Тем не менее на практике налоговые органы продолжают получать свидетельства о праве на наследство в отношении выморочного имущества и участвовать в судебных делах о наследовании такого имущества.

В то же время согласно подп. 16 п. 6 Положения о Министерстве имущественных отношений РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 3 июня 2002 г. N 377, учет федерального имущества в порядке, установленном Правительством РФ, и оформление в установленном порядке прав Российской Федерации на это имущество осуществляет Министерство имущественных отношений РФ. В п. 1 Постановления Правительства РФ от 31 августа 2000 г. N 648 "Вопросы государственной регистрации прав на недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности" указано, что Министерство имущественных отношений РФ или по его поручению соответствующий территориальный орган Министерства выступает от имени Российской Федерации при государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество государственной казны РФ. Вместе с тем утвержденное Постановлением Правительства РФ от 29 мая 2003 г. N 311 Положение об учете, оценке и распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства, не распространяется на имущество, перешедшее в порядке наследования к государству.

Следует также отметить, что п. 1 Постановления Правительства РФ от 19 апреля 2002 г. N 260 "О реализации арестованного, конфискованного и иного имущества, обращенного в собственность государства" установлено, что исключительно Российский фонд федерального имущества наделен функциями специализированной организации по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных актов или актов других органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущества, а также по распоряжению и реализации конфискованного движимого, бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства по основаниям, предусмотренным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Следовательно, уполномоченным органом, осуществляющим учет, оценку и распоряжение федеральным движимым имуществом, перешедшим в собственность Российской Федерации по основаниям, предусмотренным законом, в том числе в порядке наследования, является Российский фонд федерального имущества, при этом данное имущество передается ему другими федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации.

Таким образом, основной проблемой наследования выморочного имущества является отсутствие закона, определяющего порядок его наследования, учета и передачи в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальных образований. На основании изложенного думается, в законе, издание которого предусмотрено в ст. 1151 ГК РФ, было бы целесообразно четко определить, какие именно органы вправе и обязаны участвовать в наследственном правоотношении от имени Российской Федерации, в частности получать свидетельства о праве на наследство и выступать от ее имени в судебных делах о наследовании; должен быть урегулирован учет выморочного имущества, решены вопросы его приобретения. До настоящего же времени отсутствие должного законодательного урегулирования поставленных вопросов вызывает реальные практические проблемы.

В заключение хотелось бы остановиться на еще одном достаточно актуальном на сегодняшний день вопросе о правовом статусе коренных малочисленных народов Российской Федерации относительно рассматриваемой проблемы. Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" "коренные малочисленные народы Российской Федерации - народы, проживающие на территории традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями". Для защиты прав и законных интересов коренных малочисленных народов Российской Федерации, исконной среды их обитания, сохранения и развития традиционного образа жизни создаются общины и иные формы общественного самоуправления, которые представляют собой формы самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным народам и объединяемых по кровно-родственному (семья, род) и (или) территориально-соседскому принципам. В настоящее время к законодательству, определяющему правовое положение данных общин, относится, в частности, Федеральный закон от 20 июля 2000 г. N 104-ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации". Согласно п. 3 ст. 8 данного Закона "после государственной регистрации община малочисленных народов приобретает права юридического лица". Действующий ГК РФ в п. 1 ст. 1116 устанавливает, что юридические лица могут призываться к наследованию только по завещанию при условии, что они существуют на день открытия наследства. Однако нам представляется, что, учитывая то обстоятельство, что членами общин коренных малочисленных народов, как правило, могут быть только лица, принадлежащие к данным народам (исключение составляют лишь случаи, когда по решению общего собрания общины могут приниматься лица, не относящиеся к малочисленным народам, однако они в любом случае должны осуществлять традиционное хозяйствование и заниматься традиционными промыслами малочисленных народов), а также то, что данные общины призваны обеспечивать и защищать права и законные интересы коренных малочисленных народов, их исконную среду обитания, традиционный образ жизни, хозяйствование, промыслы и культуру, было бы справедливым, если бы выморочное имущество, оставшееся после членов таких общин, поступало в собственность соответствующих общин. Думается, это не нарушило бы прав иных наследников, поскольку речь идет о наследовании именно выморочного имущества, в то же время само имущество могло бы быть использовано для финансового развития общины и реализации поставленных перед ней целей. Кроме того, следует признать, что в настоящее время подавляющее большинство коренных малочисленных народов Российской Федерации находится за чертой бедности, отличается исключительно низкой продолжительностью жизни и высокой заболеваемостью. Одними из причин этих процессов можно назвать недостаточное внимание к данным народам федеральных органов власти, отсутствие федеральной структуры, занимающейся проблемами коренных малочисленных народов. На основании изложенного думается, что предоставление возможности наследования выморочного имущества общинами коренных малочисленных народов Российской Федерации после своих членов способствовало бы сохранению и развитию экономической основы малых этносов.

Название документа