Рамсарской конвенции - 40 лет

М.Н. КОПЫЛОВ, А.М. СОЛНЦЕВ

Копылов Михаил Николаевич, профессор кафедры международного права юридического факультета РУДН, доктор юридических наук, профессор, академик РАЕН, РЭА и МАНЭБ.

Солнцев Александр Михайлович, доцент кафедры международного права юридического факультета РУДН, кандидат юридических наук.

Статья посвящена истории разработки и принятия Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, 1971 г. Анализируются обязанности государств по Рамсарской конвенции, критерии отнесения водно-болотных угодий к категории участков, имеющих международное значение, содержание Протокола Монтре, Рамсарских консультативных миссий. На примере трансграничных водно-болотных угодий России делается вывод о необходимости дальнейшего развития и совершенствования отечественного законодательства.

Ключевые слова: водно-болотные угодья, Рамсарская конвенция, Рамсарский список, Протокол Монтре, Рамсарская консультативная миссия, Международный союз охраны природы и природных ресурсов.

The Ramsar Convention - 40 years

M.N. Kopylov, A.M. Solntsev

This paper examines the history of elaboration and adoption of the 1971 Ramsar Convention on Wetlands of International Importance especially as Waterfowl Habitat. The obligations of States under the Ramsar Convention, the criteria for classification of wetlands in the category "wetlands of international importance", the essence of the Montreux Record and of Ramsar advisory missions are analyzed. On the bases of Russian transboundary wetlands it is concluded that Russian national legislation should be further developed and improved.

Key words: wetlands, the Ramsar Convention, the Ramsar List, the Montreux Record, the Ramsar advisory mission, the International Union for Conservation of Nature and Natural Resources.

В 2011 г. исполнилось 40 лет с момента принятия в г. Рамсаре (Иран) Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц (далее - Конвенция). Она стала первым международным соглашением в сфере сохранения живой природы. Уникальность ее состоит в том, что она основывается на экосистемном подходе, нацелена не только на сохранение водоплавающих птиц, но и на признание водно-болотных угодий экосистемами, имеющими исключительно важное значение для сохранения биологического разнообразия и для благосостояния человека.

Впервые с предложением о принятии международной Конвенции об охране водно-болотных угодий выступили участники конференции, проведенной в 1962 г. в рамках проекта MAR, который был разработан в 1960 г. в ответ на растущую обеспокоенность по поводу осушения и разрушения крупных участков заболоченных земель и прочих водно-болотных угодий в Европе, что вело к сокращению численности водоплавающих птиц.

Конференция MAR была организована доктором Л. Хоффманом при участии Международного союза охраны природы и природных ресурсов (МСОП), Международного бюро по изучению водно-болотных угодий и водоплавающих птиц (МБИВ), Международного совета по охране птиц, и проведена 12 - 16 ноября 1962 г. в Сент-Мари-де-ла-Мер (Франция). В течение следующих восьми лет текст Конвенции неоднократно обсуждался в ходе проведения международных научно-технических совещаний (Сент-Эн-дрюс, 1963 г.; Нордвик, 1966 г.; Ленинград, 1968 г.; Морж, 1968 г.; Вена, 1969 г.; Москва, 1969 г.; Эспо, 1970 г.), которые проводились в основном под эгидой МБИВ и правительства Нидерландов. Изначально Конвенция была направлена только на охрану водоплавающих птиц с помощью создания сети охраняемых участков, однако по мере совершенствования ее текста стало очевидно, что первоочередная задача - это охрана водно-болотных местообитаний (а не видов). На международном совещании, состоявшемся 2 февраля 1971 г., был согласован текст Конвенции, который подписали делегаты из 18 стран. Она вступила в силу 21 декабря 1975 г. В 1997 г. 2 февраля было объявлено Всемирным днем водно-болотных угодий.

Таким образом, Рамсарская конвенция стала основным документом, регулирующим охрану водно-болотных угодий. В текст Конвенции дважды вносились поправки: в 1982 и 1987 гг. <1>.

<1> Поправками, принятыми в г. Париже (Франция) в 1982 г. и вступившими в силу в 1986 г., установлена процедура внесения поправок в текст Конвенции (ст. 10 bis) и утверждены официальные варианты текстов Конвенции на арабском, французском, английском, немецком, русском и испанском языках. Поправки, принятые в г. Реджайна (Канада) в 1987 г. и вступившие в силу 1 мая 1994 г., касаются ст. 6 и 7 Конвенции. Эти поправки не затронули основных существенных принципов Конвенции, но определили полномочия Конференции Договаривающихся сторон, учредили межсессионный Постоянный комитет и сформировали постоянный секретариат и бюджет Конвенции.

ЮНЕСКО выполняет функции депозитария Конвенции, однако последняя не является частью системы конвенций и соглашений в области охраны окружающей среды данной организации. Конвенция подчиняется только Конференции Договаривающихся сторон, и контроль за ее осуществлением возложен на Секретариат, который действует при Постоянном комитете, избираемом данной Конференцией. Секретариат Конвенции расположен в офисе МСОП (г. Гланд, Швейцария).

Цель Конвенции - "сохранение и разумное использование всех водно-болотных угодий путем осуществления местных, региональных и национальных действий и международного сотрудничества, как вклад в достижение устойчивого развития во всем мире". В рамках Конвенции создан Список водно-болотных угодий международного значения (далее - Список, Рамсарский список), находящихся под особой охраной. Одним из условий присоединения к Конвенции является объявление правительством страны-участницы хотя бы одного Рамсарского угодья на своей территории. Информация о состоянии таких объектов хранится в базе данных Международного бюро по сохранению водно-болотных угодий. По состоянию на июль 2011 г., 160 государств присоединились к Конвенции; 1950 водно-болотных угодий по всему миру общей площадью более 190 млн. га были внесены в Рамсарский список. При включении угодий в Список государство обязуется обеспечивать их охрану и, кроме того, продолжать выделять подходящие водно-болотные угодья на своей территории для включения в этот Список (ст. 2, п. 1, Конвенции). Водно-болотные угодья для Списка должны отбираться на основании их международного значения с точки зрения экологии, ботаники, зоологии, лимнологии или гидрологии.

Водно-болотное угодье признается значимым, если оно типично или уникально для соответствующего региона, имеет особую ценность для поддержания биологического разнообразия и регулярно посещается большим количеством водоплавающих птиц (20 тыс. птиц или 1% особей популяции одного вида или подвида водоплавающих птиц). Такие места являются рефугиумами специфического биоразнообразия, стабилизаторами климата, а часто и источниками пресной воды. Признание водно-болотного угодья участком, имеющим международное значение, и включение его в Рамсарский список означает, что государство принимает на себя обязательства осуществлять свою деятельность на данном угодье таким образом, чтобы способствовать его сохранению и устойчивому использованию, а также содействовать охране, управлению и рациональному использованию ресурсов мигрирующих водоплавающих птиц. Бюро обязано вносить в Список изменения в соответствии с информацией, представленной Договаривающимися сторонами, включая информацию о состоянии занесенных в Список водно-болотных угодий, а также доводить ее до других сторон.

Согласно ст. 3, п. 2, Конвенции каждая Договаривающаяся сторона обеспечивает такое положение, при котором она сама в возможно ранний срок получает информацию с мест в случае, если экологический характер любого угодья на ее территории, включенного в Список, изменился, изменяется или может измениться в результате технического развития, загрязнения или других видов вмешательства человека. Информация о таких изменениях без промедления передается Секретариату Конвенции. После получения им сведений от третьей стороны (например, от национальной или местной неправительственной организации) об изменении или о возможном изменении он рассматривает указанную информацию в качестве уведомления, переданного в соответствии со ст. 3, п. 2, Конвенции, и связывается с административным органом заинтересованной стороны с целью уточнения ситуации и, если потребуется, предложения рекомендаций. Секретариат также сообщает первоначальному источнику информации, в зависимости от обстоятельств, об ответных действиях и мерах, предпринятых административным органом. На основании ст. 8, п. 2, Конвенции Секретариат обязан посылать всем Договаривающимся сторонам извещения о любых изменениях в Списке или изменениях в характере водно-болотных угодий, включенных в него, и обеспечивать обсуждение этих вопросов на следующей Конференции Договаривающихся сторон.

В соответствии со ст. 1, п. 1, Конвенции под водно-болотными угодьями понимаются районы болот, фенов <2>, торфяных угодий или водоемов - естественных или искусственных, постоянных или временных, стоячих или проточных, пресных, солоноватых или соленых, включая морские акватории, глубина которых при отливе не превышает шести метров <3>. В целях охраны целостных природных комплексов ст. 2, п. 1, предусмотрено, что водно-болотные угодья Рамсарского списка могут включать прибрежные речные и морские зоны, смежные с водно-болотными угодьями, и острова или морские водоемы с глубиной больше шести метров во время отлива, расположенные в пределах водно-болотных угодий.

<2> От англ. fen - низинное болото.

<3> Считается, что эта цифра основана на максимальной глубине, на которую способны погружаться нырковые утки в поисках пищи.

Обычно выделяют пять основных типов водно-болотных угодий: морские (прибрежные водно-болотные угодья, в том числе прибрежные лагуны, скалистые берега и коралловые рифы); устьевые (включая дельты, литоральные марши и мангры); озерные (водно-болотные угодья, связанные с озерами); речные (водно-болотные угодья, расположенные вдоль рек и иных водотоков); болотные (т.е. болотистые - болота на бедных органикой почвах, заболоченные земли и торфяные болота). Существуют также антропогенные водно-болотные угодья: пруды для разведения рыб и креветок, фермерские пруды, орошаемые сельскохозяйственные земли, салины, водосбросы, гравийные карьеры, отстойники сточных вод и дренажные каналы. Рамсарская конвенция приняла систему классификации типов водно-болотных угодий, которая включает 42 типа, сгруппированных в три категории: морские и прибрежные водно-болотные угодья, континентальные водно-болотные угодья и антропогенные водно-болотные угодья (классификация одобрена Рекомендацией 4.7 с поправками, внесенными резолюциями VI.5 и VII.11 Конференции Договаривающихся сторон).

Одно из важных обязательств Договаривающихся сторон, предполагаемое текстом Конвенции и впоследствии подтвержденное решениями Конференции сторон, - представление отчетов о выполнении Конвенции на территории Договаривающихся сторон, в частности представление национальных докладов за трехлетний период Конференции Договаривающихся сторон. Такие доклады готовятся в формате, принятом сторонами, который соответствует Стратегическому плану Конвенции <4>.

<4> См., например: доклад России "National report on the implementation of the Ramsar Convention on wetlands. National reports to be submitted to the 10th meeting of the conference of the contracting parties, Republic of Korea, 28 October - 4 November 2008". URL: http:// www.ramsar.org/ pdf/ cop10/ cop10_nr_russia_late.pdf.

Представители Договаривающихся сторон собираются не реже одного раза в три года на совещаниях Конференции Договаривающихся сторон в целях обсуждения вопросов, связанных с реализацией положений Конвенции и ее дальнейшим совершенствованием, рассмотрения национального опыта стран, обзора состояния угодий, внесенных в Рамсарский список, принятия руководящих указаний технического и политического характера по вопросам, затрагивающим водно-болотные угодья на территориях Договаривающихся сторон, в целях содействия осуществлению совместной деятельности, получения докладов от международных организаций и принятия бюджета для Секретариата Конвенции на последующий трехлетний период.

Начиная с 1990 г. составной частью Рамсарского списка стал Протокол Монтре - список Рамсарских угодий, где в результате технологического развития, загрязнения или иного вмешательства человека произошли, происходят или могут произойти изменения экологического характера. Протокол Монтре был создан в соответствии с Рекомендацией 4.8 Конференции Договаривающихся сторон (1990 г.). В Резолюции VIII.8 (2002 г.) Стороны Конвенции выразили свою уверенность в том, что "добровольное включение определенного угодья в Протокол Монтре является полезным средством, имеющимся в распоряжении Договаривающихся сторон, в условиях, когда: демонстрация стремления выполнить национальные обязательства по решению проблем, связанных с неблагоприятными изменениями водно-болотных угодий, могла бы оказать помощь в их разрешении; привлечение внимания к особо серьезным случаям могло бы оказаться полезным на национальном и (или) международном уровне; принятие природоохранных мер на национальном и международном уровнях могло бы принести пользу для угодья; и (или) внесение в Протокол могло бы повлечь за собой предоставление рекомендаций по привлечению ресурсов, доступных в рамках финансовых механизмов".

В Резолюции VI.1 (1996 г.) уточнены процедуры использования механизма Протокола Монтре с указанием мер, которые необходимо принять для включения Рамсарских угодий в Протокол и исключения их из него. Включение и исключение угодий из Протокола возможно только с одобрения Договаривающихся сторон, на территории которых они расположены. По состоянию на июль 2011 г. в Протоколе Монтре значилось 51 Рамсарское угодье; 32 угодья, внесенные в Протокол Монтре, впоследствии были исключены из него (хотя одно из таких угодий внесено в Протокол повторно). По просьбе заинтересованной Договаривающейся стороны Секретариат Конвенции может направить техническую миссию, известную как Рамсарская консультативная миссия, для анализа ситуации на одном или нескольких конкретных угодьях, внесенных в Протокол Монтре, предоставления рекомендаций по принятию мер и оценке целесообразности исключению угодья из Протокола после успешного осуществления таких мер.

Рамсарская консультативная миссия представляет собой механизм оказания научно-технической помощи (ранее - процедура мониторинга и процедура предоставления указаний по вопросам управления), который был официально принят в соответствии с Рекомендацией 4.7 в 1990 г. Основная цель этого механизма - оказание содействия развитым и развивающимся странам в устранении проблем или угроз, которые вызывают необходимость внесения угодья в Протокол Монтре.

В большинстве случаев процедура применения механизма включает посещение угодья группой из двух или более экспертов, которые составляют отчет о своих наблюдениях и разрабатывают рекомендации. После получения запроса от Договаривающейся стороны Секретариат Конвенции согласовывает техническое задание для Рамсарской консультативной миссии с соответствующими органами и определяет, какие профессиональные знания и опыт потребуются для ее членов. Проект отчета, составленного группой экспертов, представляется на рассмотрение в компетентный орган, сделавший запрос о направлении миссии. После внесения в него исправлений отчет становится документом публичного характера, который может обеспечить основу для принятия природоохранных мер на угодье. В некоторых случаях рекомендации, содержавшиеся в отчетах Рамсарской консультативной миссии, обеспечивали основу для оказания финансовой помощи со стороны Фонда малых грантов и агентств по оказанию внешней помощи.

В период с 1988 по 2011 г. механизм Рамсарской консультативной миссии применялся к 71 Рамсарскому угодью или группам угодий. Так, Австрийский Рамсарский комитет в 1996 г. отметил, что включение Рамсарского угодья Донау-Марш-Ауэн в Протокол Монтре и организация миссии в 1991 г. также оказали благоприятное воздействие на экологический характер угодья. Совместно с неправительственными организациями был составлен план разумного использования угодья, и от Европейской комиссии был получен грант в рамках программы LIFE для финансирования работ по управлению водно-болотным угодьем.

На основании результатов исследований, проведенных первой Рамсарской консультативной миссией в 1992 г. с целью выработки рекомендаций по устранению негативных изменений экологического характера природного резервата Сребырна в Болгарии, этот участок, являющийся Рамсарским угодьем и объектом всемирного наследия, был внесен в Протокол Монтре, и административные органы приступили к выполнению рекомендаций. Фондом малых грантов Рамсарской конвенции были выделены средства для разработки плана управления угодьем. В октябре 2001 г. вторая миссия, в работе которой принимали участие представители МСОП и Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г., наблюдала "стабильную и устойчивую тенденцию к улучшению экологического характера" и пришла к заключению, что "Болгария проявила решимость, обеспечила законодательную основу, научный и управленческий потенциал и поддержку общественности для достижения цели сохранения" ценностей водно-болотного угодья. Миссия рекомендовала, чтобы после предоставления дополнительной информации административные органы начали процедуру по исключению резервата Сребырна из Протокола Монтре и Списка объектов всемирного наследия, находящихся под угрозой.

Озеро Чилика, крупнейшая лагуна на восточном побережье Индии, в 1981 г. было объявлено Рамсарским угодьем. В 1993 г. из-за серьезной деградации, вызванной, главным образом, заилением и засорением входного канала морской воды, что привело к быстрому размножению инвазивных пресноводных видов, сокращению продуктивности рыб и общей утрате биологического разнообразия, оно было включено в Протокол Монтре. Администрация по развитию озера Чилика, созданная в 1992 г., осуществила программу действий в целях восстановления экосистем и улучшения социально-экономических условий местных общин. Работы по восстановлению лагуны Чилика проводились при активном участии общин, во взаимодействии с различными национальными и международными учреждениями и с использованием комплексных систем мониторинга и оценки. В 2001 г. Рамсарская консультативная миссия посетила этот участок и пришла к выводу о необходимости его исключения из Протокола Монтре при условии, что меры по управлению участком будут продолжены. Этот случай является наглядным примером того, как включение угодья в Протокол Монтре может использоваться для стимулирования мер по исправлению изменений экологического характера и улучшения социально-экономических условий населения, проживающего на водно-болотном угодье или поблизости от него. В 2002 г. администрации по развитию лагуны Чилика была вручена Рамсарская премия за охрану водно-болотных угодий.

Секретариат Рамсарской конвенции обеспечивает сотрудничество с участниками других международных соглашений, касающихся охраны окружающей среды, что реализуется, в частности, в форме принятия меморандума о сотрудничестве, реализации совместных планов работы, расширения обмена информацией и т.д. В настоящее время наиболее тесное сотрудничество происходит с участниками Конвенции о биологическом разнообразии (1992), Конвенции по сохранению мигрирующих видов диких животных (1979), Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия (1972), Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием в тех странах, которые испытывают серьезную засуху и (или) опустынивание, особенно в Африке (1994), Рамочной конвенции ООН об изменении климата (1992), а также с различными международными речными комиссиями (Международной комиссией по защите реки Дунай, Комиссией по бассейну озера Чад и Администрацией бассейна реки Нигер, Международной комиссией по бассейнам рек Конго-Убанги-Санга).

В 2008 г. на Конференции Договаривающихся сторон Рамсарской конвенции резолюцией X.1 был принят Третий Стратегический план на 2009 - 2015 гг., в котором установлено пять целей: 1) разумное использование водно-болотных угодий; 2) развитие Рамсарского списка; 3) международное сотрудничество; 4) развитие потенциала, необходимого для осуществления Конвенции; 5) всеобщее членство в Конвенции. В рамках этих целей особое внимание уделено 28 стратегиям, которые, по общему мнению, представляют наиболее приоритетные области для большинства сторон.

Что же на практике дает государствам участие в Рамсарской конвенции? Согласно позициям, изложенным в Национальных докладах, представляемых Договаривающимися сторонами, Конвенция часто использовалась в качестве эффективного инструмента для прекращения или предупреждения процессов, оказывающих негативное воздействие на водно-болотные угодья. Так, была произведена замена проекта добычи тяжелых металлов в дюнах на Рамсарском угодье Сент-Люсия в ЮАР экологически благоприятными альтернативными планами развития (1996 г.), зафиксирован отказ от планов строительства свалки мусора на участке в Фуджимае - последней сохранившейся крупной литоральной системе водно-болотных угодий недалеко от г. Нагоя в Японии. В 2001 г. власти города приняли решение об объявлении участка Фуджимае Рамсарским угодьем. В декабре 2003 г. правительство Великобритании отказалось от планов строительства крупного нового аэропорта на территории Рамсарского угодья Клиф Маршез, находящегося в устье реки Темзы в Англии, придя к заключению, что "международный статус, которым обладают некоторые местообитания... означает, что любое потенциальное неблагоприятное воздействие требует от правительства продемонстрировать, что оно рассмотрело все разумные альтернативы. С учетом проведенных консультаций, правительство удовлетворено наличием разумных альтернатив участку Клиф" <5>.

<5> The Ramsar Convention Manual: a Guide to the Convention on Wetlands (Ramsar, Iran, 1971), 4th ed. Gland, 2006. P. 13.

Россия, 20% площади которой представлено торфяными болотами, а переувлажненные земли занимают до 35% поверхности, обладает уникальными ресурсами ненарушенных водно-болотных угодий и хорошими перспективами для внедрения принципов Рамсарской конвенции, организации природопользования в соответствии с современными рекомендациями. По данным Росреестра, в начале 2010 г. в земельном фонде Российской Федерации на долю болот приходилось 152,83 млн. га. Земли под болотами присутствуют почти во всех категориях земель. Больше всего болот зафиксировано на землях лесного фонда (101,9 млн. га), много заболоченных участков расположено на землях сельскохозяйственного назначения (25,6 млн. га) и запаса (13,8 млн. га) <6>.

<6> См.: Государственный доклад "О состоянии и использовании водных ресурсов Российской Федерации в 2009 году". М., 2010. С. 48.

Для Союза ССР Рамсарская конвенция вступила в силу в феврале 1977 г. Правительством СССР было объявлено 12 водно-болотных угодий, имеющих международное значение, из которых три находились на территории РСФСР ("Кандалакшский залив" в Белом море, "Озеро Ханка" на Дальнем Востоке и "Дельта реки Волги"). Российская Федерация стала правопреемницей СССР в качестве Стороны Рамсарской конвенции в 1991 г. В 1994 г. постановлением Правительства РФ были провозглашены 35 водно-болотных угодий, имеющих международное значение, площадь которых составляет 10,7 млн. га. Выполнение обязательств по Конвенции контролирует Министерство природных ресурсов и экологии РФ. Названные угодья расположены в 21 субъекте РФ. Более половины площади Рамсарских угодий совпадает с особо охраняемыми природными территориями (ООПТ) различных категорий, а 14 находятся в границах ООПТ федерального значения. В нашей стране к Рамсарским угодьям отнесены участки крупных озер (Чудское, Ханка). Участки Рамсарских угодий расположены в пределах территорий, имеющих важное значение для сохранения видового разнообразия рыб: в дельте реки Волги (Астраханская область), Нижнем и Верхнем Двуобье (Ханты-Мансийский автономный округ) и др.

Специфика водно-болотных угодий, имеющих для России международное значение, состоит в том, что они расположены в основном на территориях государственных природных заповедников, заказников и национальных парков, режимы которых предусматривают соответствующий уровень охраны. Вместе с тем Рамсарской конвенцией определено не только сохранение водно-болотного угодья, но и возможность его рационального использования. Инструментом рационального использования такого угодья становятся планы управления, которые предусматривают оптимальные с точки зрения сохранения угодья режимы природопользования. В настоящее время работа в этом направлении только начата. В качестве примера можно привести проведенное в ноябре 2010 г. Третье всероссийское совещание "Торфяные болота России: актуальные проблемы сохранения и рационального использования", на котором особое внимание было уделено актуализации утвержденного в 2002 г. документа "Основные направления действий по сохранению и рациональному использованию торфяных болот России".

Три Рамсарских угодья в России являются трансграничными: озеро Ханка (с Китаем), Псковско-Чудская приозерная низменность (с Эстонией), Торейские озера (с Монголией) и еще пять - пограничными: озера Тоболо-Ишимской лесостепи и дельта реки Волги (с Казахстаном), полуостров Кургальский Финского залива (с Эстонией), Хингано-Архаринская низменность и Зейско-Буреинская равнина (с Китаем). Ряд трансграничных водно-болотных угодий не включен в Рамсарский список Российской Федерации, однако здесь организованы ООПТ, в рамках которых осуществляется сотрудничество с соседними странами в целях сохранения водно-болотных угодий (Убсунурский государственный заповедник (Россия) и Рамсарское угодье "Озеро Убрунур и окружающие водно-болотные угодья" (Монголия); Национальный парк Куршская коса (Россия) и Рамсарское угодье "Дельта Немана" (Литва); биосферный резерват "Неруссо-Деснянское Полесье" (Россия) и Рамсарское угодье "Долина реки Десны" (Украина); Российско-норвежский заповедник "Пасвик", норвежская часть которого является Рамсарским угодьем).

Итак, в целом водно-болотные угодья представляют собой ресурс, имеющий огромное экономическое, культурное, научное и рекреационное значение для жизни человека. Поэтому необходимо остановить прогрессирующее нарушение и потерю водно-болотных угодий, принять меры по охране и разумному использованию их ресурсов. Если в зарубежных государствах этим вопросам уделяется особое внимание <7>, то в России, к сожалению, его недостаточно <8>. В решении данной проблемы должны принимать участие специалисты-правоведы, которые могли бы глубоко и всесторонне проанализировать принципы и механизмы Рамсарской конвенции, предложить схемы их внедрения в национальное законодательство и практику.

<7> См.: Matthews G.V.T. The Ramsar Convention on Wetlands: its history and development. Ramsar, 1993; Klemm C. de, Creteaux I. The legal development of the Ramsar Convention on Wetlands of international importance especially as waterfowl habitat (2 February 1971). Ramsar Convention Bureau, 1995; Shine C., Klemm C. de. Wetlands, water and the law. Gland / Bonn: IUCN, 1999; Bowman M. The Ramsar Convention on Wetlands: has it made a difference? // Yearbook of international co-operation on environment and development, 2002/2003. L., 2002. P. 61 - 80.

<8> За последние годы по данной тематике можно отметить лишь две работы: Сиваков Д.О. Особенности правовой охраны водно-болотных угодий // Законодательство и экономика. 2002. N 5. С. 49 - 51; Копылов М.Н., Мохаммад С.А., Якушева Е.А. История международного экологического права. М., 2007. С. 53 - 54.

Библиографический список

Bowman M. The Ramsar Convention on Wetlands: has it made a difference? // Yearbook of international co-operation on environment and development, 2002/2003. L., 2002.

Klemm C. de, Creteaux I. The legal development of the Ramsar Convention on Wetlands of international importance especially as waterfowl habitat (2 February 1971). Ramsar Convention Bureau, 1995.

Matthews G.V.T. The Ramsar Convention on Wetlands: its history and development. Ramsar, 1993.

Shine C., Klemm C. de. Wetlands, water and the law. Gland / Bonn: IUCN, 1999.

The Ramsar Convention manual: a guide to the Convention on wetlands (Ramsar, Iran, 1971), 4th ed. Gland, 2006.

Государственный доклад "О состоянии и использовании водных ресурсов Российской Федерации в 2009 году". М., 2010.

Доклад России "National report on the implementation of the Ramsar Convention on wetlands. National reports to be submitted to the 10th Meeting of the Conference of the contracting parties, Republic of Korea, 28 October - 4 November 2008". URL: http:// www.ramsar.org/ pdf/ cop10/ cop10_nr_russia_late.pdf.

Копылов М.Н., Мохаммад С.А., Якушева Е.А. История международного экологического права. М., 2007.

Сиваков Д.О. Особенности правовой охраны водно-болотных угодий // Законодательство и экономика. 2002. N 5.