Организация, осуществляющая производство, хранение и поставки произведенной алкогольной продукции в соответствии с лицензией, будет реорганизована в форме слияния с другой фирмой

Проводится ли в отношении вновь образованного юридического лица проверка лицензионных требований в случае наличия у другого участвующего в реорганизации юридического лица лицензии на осуществление указанного вида деятельности на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц?

Ответ: Если организация, осуществляющая производство, хранение и поставки произведенной алкогольной продукции в соответствии с лицензией, будет реорганизована в форме слияния с другой фирмой, то в отношении организации-лицензиата, представившего заявление о переоформлении лицензии, лицензирующим органом - Росалкогольрегулированием проводятся документарные проверки и внеплановые выездные проверки без согласования с органами прокуратуры. Предметом таких проверок являются сведения, содержащиеся в заявлении и документах, а также помещения, здания, сооружения, технические средства, оборудование, иные объекты, используемые при осуществлении лицензируемого вида деятельности, в целях оценки их соответствия лицензионным требованиям.

Кроме того, по истечении одного года со дня принятия решения о переоформлении лицензии в отношении лицензиата будет проводиться плановая проверка в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок, разработанным в установленном порядке и утвержденным лицензирующим органом.

Указанные проверки лицензионных требований осуществляются независимо от того, имеется ли у другого участвующего в реорганизации юридического лица соответствующая лицензия на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц.

Обоснование: Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом (п. 4 ст. 57 и п. 1 ст. 58 Гражданского кодекса РФ).

Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в РФ определяются Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).

Согласно п. 2 ст. 18 Закона N 171-ФЗ лицензии выдаются, в частности, на осуществление деятельности в сфере производства, хранения и поставок произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции.

В случае реорганизации организации переоформление лицензии осуществляется в порядке, установленном для ее получения, по заявлению организации или ее правопреемника (п. 11 ст. 19 Закона N 171-ФЗ).

Федеральным законом от 18.07.2011 N 218-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе" (далее - Закон N 218-ФЗ) Закон N 171-ФЗ дополнен ст. 23.2. Данные изменения вступили в силу с 22 июля 2011 г. (ч. 1 ст. 6 Закона N 218-ФЗ).

Пунктом 2 ст. 23.2 Закона N 171-ФЗ определено, что в отношении лицензиата, представившего заявление о переоформлении лицензии, в случаях, предусмотренных ст. ст. 19 и 20 Закона N 171-ФЗ, лицензирующим органом проводятся документарные проверки и внеплановые выездные проверки без согласования с органами прокуратуры.

Основанием для проведения таких проверок лицензиата является представление в лицензирующий орган заявления о переоформлении лицензии (п. 3 указанной статьи).

В отношении лицензиата лицензирующим органом проводятся документарные и выездные проверки. Предметом указанных проверок лицензиата являются:

- содержащиеся в документах лицензиата сведения о его деятельности;

- соответствие лицензионным требованиям используемых при осуществлении лицензируемого вида деятельности помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов;

- принимаемые лицензиатом меры по соблюдению лицензионных требований, исполнению предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований (п. п. 6 и 7 ст. 23.2 Закона N 171-ФЗ).

Кроме того, согласно п. 8 ст. 23.2 Закона N 171-ФЗ плановая проверка лицензиата проводится в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок, разработанным в установленном порядке и утвержденным лицензирующим органом.

Основанием для включения плановой проверки лицензиата в ежегодный план проведения плановых проверок, в частности, является истечение одного года со дня принятия решения о выдаче лицензии или переоформлении лицензии (пп. 1 п. 9 указанной статьи).

Срок проведения проверки в отношении лицензиатов составляет не более чем двадцать рабочих дней с даты начала ее проведения. Указанный срок продлевается в случае необходимости проведения связанных с оценкой результатов проверок экспертиз, исследований, испытаний, расследований, осуществления перевода на русский язык документов, представленных на иностранном языке проверяемым лицом, и других необходимых мероприятий (в том числе в отношении контрагентов лицензиата), без которых невозможно оценить соответствие деятельности проверяемого лица обязательным требованиям. При этом общий срок проведения проверки не может превышать сорок рабочих дней (п. 12 ст. 23.2 Закона N 171-ФЗ).

Т. И.Сивошенкова

Консультационно-аналитический центр

по бухгалтерскому учету

и налогообложению

23.01.2012