Руководителем коммерческой организации принято решение о введении в действие положения о коммерческой тайне, одним из пунктов которого к служебной тайне отнесена информация о размере заработной платы работников. Правомерно ли включить в положение запрет на распространение работником информации о размере своей заработной платы?

Ответ: Работодатель вправе ввести в организации положение о коммерческой тайне, одним из пунктов которого является запрет на разглашение информации о заработной плате других работников, однако включение в положение запрета на распространение информации о размере своей заработной платы противоречит действующему законодательству РФ.

Обоснование: В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 29.07.2004 N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" (далее - Закон N 98-ФЗ) информация, составляющая коммерческую тайну, - сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

Статья 5 Закона N 98-ФЗ закрепляет исчерпывающий перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну. В частности, п. 5 данной статьи содержит ограничение на установление режима коммерческой тайны в отношении системы оплаты труда.

Также согласно п. 9 ст. 5 Закона N 98-ФЗ режим коммерческой тайны неприменим в отношении сведений о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации.

Законодательно определение системы оплаты труда применительно к информации, содержащей коммерческую тайну в коммерческой организации, не установлено.

Под системой оплаты труда понимается способ исчисления размеров вознаграждения, подлежащего выплате работникам в соответствии с произведенными ими затратами труда или по результатам труда (п. 4 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету затрат труда и его оплаты в сельскохозяйственных организациях (утв. Минсельхозом России 22.10.2008)).

Под заработной платой (оплатой труда работника) понимается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса РФ).

Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что понятия "система заработной платы" и "заработная плата" не являются идентичными, а применение ограничения п. 5 ст. 5 Закона N 98-ФЗ к запрету работникам на распространение сведений о заработной плате неправомерно.

Однако применение ограничения к распространению информации о своей заработной плате противоречит Конституции РФ и законам РФ, а локальные акты не должны противоречить действующему федеральному законодательству.

Так, ст. 29 Конституции РФ гарантирует каждому свободу мысли и слова. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Данное право может быть ограничено федеральным законом.

Анализ федерального законодательства показывает отсутствие норм, запрещающих работнику распространять сведения о своей заработной плате. Так, ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" определяет персональные данные как любую информацию, относящуюся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). Статья 7 указанного Закона предусматривает нераспространение персональных данных без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом. Субъектом персональных данных в данном случае будет являться работник, распространивший по своей воле информацию о своей заработной плате, что не является нарушением Закона.

Кроме того, работнику может потребоваться предоставление информации о своей заработной плате в предусмотренных законом случаях.

Например, для получения пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованное лицо должно представить справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие (ч. 6 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством").

Пункт 4 Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.11.2010 N 927, предусматривает обязанность гражданина, выразившего желание стать опекуном, представить в орган опеки и попечительства по месту жительства справку с места работы с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев.

Кроме того, при решении вопроса о возможности включения в положение о коммерческой тайне организации информации о заработной плате работника следует учитывать: в п. 1 Постановления Правительства РСФСР от 05.12.1991 N 35 "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну" установлено, что коммерческую тайну предприятия и предпринимателя не могут составлять сведения о численности, составе работающих, их заработной плате и условиях труда, а также о наличии свободных рабочих мест. В преамбуле данного Постановления сказано, что оно действует в целях обеспечения деятельности государственной налоговой службы, правоохранительных и контролирующих органов, а также предупреждения злоупотреблений в процессе приватизации. Но на сегодняшний день нормы Постановления утратили свою актуальность, так как в соответствии со ст. 6 Закона N 98-ФЗ обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, по мотивированному требованию органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления предоставляет им на безвозмездной основе информацию, составляющую коммерческую тайну. В случае отказа обладателя информации данные органы вправе затребовать эту информацию в судебном порядке.

Н. В.Макарычева

ООО "ПРАВО-Конструкция"

Региональный информационный центр

Сети КонсультантПлюс

23.01.2012