ЗАО - российская транспортная компания (перевозчик) осуществляет международные перевозки грузов (товаров) морскими и смешанного (река - море) плавания судами

В настоящий момент ЗАО планирует оказывать услуги по перевозке товаров из портов Республики Казахстан в порты государств, расположенные на Черном, Средиземном и других морях (например, Турции), то есть услуги, связанные с перевозкой товаров по территории РФ, но без помещения товаров под процедуру таможенного транзита.

При оказании данной услуги порт погрузки и порт выгрузки находятся за пределами Российской Федерации, соответственно, услуга не подпадает под положения пп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ.

В соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза при вывозе товаров в режиме экспорта с территории одной страны - участника Таможенного союза (Республики Казахстан) через территорию другой страны - члена Таможенного союза (Российская Федерация) таможенная процедура таможенного транзита не оформляется, соответственно, услуга не подпадает под положения пп. 4.2 п. 1 ст. 148 НК РФ.

Организация полагает, что местом реализации данной услуги согласно пп. 5 п. 1.1 ст. 148 НК РФ не признается территория Российской Федерации, так как она относится к услугам по перевозке, не перечисленным в пп. 4.1 - 4.3 п. 1 ст. 148 НК РФ. Соответственно, реализация данной услуги не признается объектом налогообложения по НДС в силу положений ст. 146 НК РФ.

В то же время при оказании данной услуги часть перевозки осуществляется по территории Российской Федерации от места прибытия на территорию Российской Федерации (порт Астрахань) до места убытия с территории Российской Федерации (порт Ростов-на-Дону).

Признается ли объектом налогообложения по НДС реализация услуг по перевозке товаров от места погрузки, расположенного на территории Республики Казахстан, до мест выгрузки на территории государств, расположенных на Черном, Средиземном и других морях (например Турции), включающей перевозку товаров от места ввоза на территорию РФ до места вывоза с территории РФ, без помещения товаров под таможенную процедуру транзита?

Если да, то по какой ставке производится налогообложение НДС при реализации указанных услуг? В случае если налогообложение НДС производится по ставке 0%, какие документы должны быть представлены для подтверждения обоснованности применения ставки НДС 0%?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 23 января 2012 г. N 03-07-08/10

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о применении налога на добавленную стоимость в отношении оказываемых российской организацией услуг по перевозке водным транспортом товаров, перемещаемых через территорию Российской Федерации с территории государства - члена Таможенного союза на территорию иностранного государства, не являющегося членом Таможенного союза, и сообщает.

В соответствии с п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен нормами ст. 148 Кодекса.

Согласно пп. 5 п. 1 ст. 148 Кодекса место реализации работ (услуг), не предусмотренных пп. 1 - 4.1 п. 1 данной статьи, определяется по месту осуществления деятельности организации, выполняющей (оказывающей) такие работы (услуги). При этом согласно п. 2 ст. 148 Кодекса местом осуществления деятельности организации, выполняющей (оказывающей) указанные работы (услуги), признается территория Российской Федерации в случае присутствия этой организации на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации.

Поскольку услуги по перевозке товаров, перемещаемых через территорию Российской Федерации с территории государства - члена Таможенного союза на территорию иностранного государства, не являющегося членом Таможенного союза, к работам (услугам), перечисленным в указанных пп. 1 - 4.1 п. 1 ст. 148 Кодекса, не относятся, то местом реализации таких услуг, оказываемых российской организацией, признается территория Российской Федерации и операции по реализации этих услуг подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации по ставкам налога, установленным ст. 164 Кодекса.

На основании пп. 2.1, 2.8 и 3 п. 1 ст. 164 Кодекса нулевая ставка налога на добавленную стоимость применяется в отношении услуг по перевозке или транспортировке водным транспортом:

товаров, перемещаемых между пунктами отправления и назначения, один из которых расположен на территории Российской Федерации, а другой - за ее пределами;

товаров, вывозимых с территории Российской Федерации в таможенной процедуре экспорта, при их перемещении по территории Российской Федерации;

иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита, перемещаемых по территории Российской Федерации от таможенного органа в месте прибытия до таможенного органа в месте убытия.

Таким образом, нормами п. 1 ст. 164 Кодекса применение нулевой ставки налога на добавленную стоимость в отношении услуг по перевозке водным транспортом товаров, не помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита на территории Российской Федерации и перемещаемых через территорию Российской Федерации с территории государства - члена Таможенного союза на территорию иностранного государства, не являющегося членом Таможенного союза, не предусмотрено. Поэтому указанные услуги, на основании п. 3 данной статьи Кодекса, подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке по ставке в размере 18 процентов.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Н. А.КОМОВА

23.01.2012