Организация осуществляет прием платежей за сотовую связь от физических лиц с применением автоматизированных терминалов оплаты. Данные терминалы оснащены ККТ, которая при оплате выдает чек, соответствующий предъявляемым к документам данного вида требованиям. Используемые модели автоматизированных терминалов по окончании запасов бумажной ленты, на которой печатается кассовый чек, выводят на экран соответствующее сообщение, информируя о том, что при совершении платежа чек не будет выдан, однако предоставляют возможность произвести платеж. Является ли данный факт нарушением, если для совершения платежа без выдачи чека требуется согласие плательщика, выраженное в нажатии определенной кнопки?

Ответ: Если автоматизированный терминал по приему платежей за сотовую связь при окончании бумажной ленты для печати кассового чека уведомляет о невозможности предоставить чек, но предоставляет возможность произвести платеж без выдачи данного чека, то данный факт является нарушением законодательства, что влечет привлечение к ответственности по ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Кроме того, законодательство не ставит обязанность по применению ККТ в зависимость от согласия плательщика на осуществление платежа без выдачи кассового чека, что влечет несостоятельность довода о факте получения согласия клиента на то, что ему не будет выдан чек по завершении оплаты.

Обоснование: Необходимо отметить, что ст. 14.5 КоАП РФ установлена ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники.

Как установлено ст. 1 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ), контрольно-кассовая техника, используемая при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт (далее - контрольно-кассовая техника), - контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью, электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, программно-технические комплексы.

Пунктом 1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ установлено, что контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Таким образом, при осуществлении расчетов с физическими лицами применение ККТ является обязательным.

На основании ч. 12 ст. 4 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Закон N 103-ФЗ) платежный агент при приеме платежей обязан использовать контрольно-кассовую технику с фискальной памятью и контрольной лентой, а также соблюдать требования законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов.

Таким образом, терминал, через который осуществляется оплата платежей за сотовую связь, должен обеспечивать возможность выдачи чека, исполненного на бумажной ленте.

Необходимо отметить, что ст. 5 Закона N 103-ФЗ содержит перечень требований, которым должен соответствовать кассовый чек, выдаваемый при осуществлении физическим лицом оплаты за мобильную связь.

Частью 1 ст. 6 Закона N 103-ФЗ установлено, что платежные агенты при приеме платежей вправе использовать платежные терминалы. Платежный терминал, используемый платежным агентом при приеме платежей, должен содержать в своем составе контрольно-кассовую технику и обеспечивать в автоматическом режиме: предоставление плательщикам информации, предусмотренной ст. 4 Закона N 103-ФЗ; прием от плательщиков информации о наименовании поставщика, о наименовании товара (работы, услуги), за который (которые) исполняются денежные обязательства физического лица перед поставщиком, о размере вносимых платежному агенту денежных средств, а также иной информации, если это предусмотрено договором об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц; прием денежных средств, вносимых плательщиками; печать кассовых чеков и их выдачу плательщикам после приема внесенных денежных средств.

Данная норма также указывает, что терминал должен после оплаты выдать плательщику кассовый чек, соответствующий установленным требованиям.

Необходимо также отметить, что в соответствии с нормами ч. 4 ст. 6 Закона N 103-ФЗ контрольно-кассовая техника, входящая в состав платежного терминала, должна соответствовать требованиям законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов.

Исходя из приведенного выше считаем, что если автоматизированный терминал по приему платежей за сотовую связь по окончании бумажной ленты для печати кассового чека уведомляет о невозможности предоставить чек, но предоставляет возможность произвести платеж без выдачи данного чека, то данный факт является нарушением законодательства, что влечет привлечение к ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ. Кроме того, законодательство не ставит обязанность по применению ККТ в зависимость от согласия плательщика на осуществление платежа без выдачи кассового чека.

А. Ю.Рахаев

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

20.01.2012