Организации налоговым органом доначислена сумма налога на прибыль. Данная организация является спонсором спортивной команды, которая по спонсорскому договору осуществляет доведение информации об организации путем размещения ее товарного знака на своей форме и на стендах, установленных на стадионе. Основанием для доначисления суммы налога на прибыль явился тот факт, что в соответствии с отчетом команды спонсорские выплаты были потрачены в меньшем размере, чем они были выделены. Правомерно ли доначисление сумм налога на прибыль организаций?

Ответ: По нашему мнению, доначисление суммы налога на прибыль в данном случае является обоснованным, так как организация-спонсор понесла расходы в рамках спонсорского договора в определенном объеме, который является оплатой факта доведения информации о спонсоре способом, установленным договором, а денежные средства, которые спонсор уплатил сверх потраченных спонсируемым сумм при доведении информации о спонсоре, являются необоснованными расходами, соответственно, не могут быть учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Обоснование: В силу ст. 247 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.

Пунктом 1 ст. 252 НК РФ установлено, что в целях гл. 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Согласно пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 ст. 264 НК РФ.

Пунктом 4 ст. 264 НК РФ установлено, что расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные в абз. 2 - 4 п. 4 ст. 264 НК РФ, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.

Расходы на спонсирование команды не указаны в абз. 2 - 4 п. 4 ст. 264 НК РФ, следовательно, учитываются в размере, не превышающем 1 процента от выручки.

Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона N 38-ФЗ объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Конституционный Суд РФ считает, что обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. При этом речь идет именно о намерениях и целях (направленности) этой деятельности, а не о ее результате. Вместе с тем обоснованность получения налоговой выгоды не может быть поставлена в зависимость от эффективности использования капитала. Данная позиция отражена в Определении Конституционного Суда РФ от 04.06.2007 N 320-О-П.

Пунктом 9 ст. 3 Закона N 38-ФЗ установлено, что спонсор - лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле - или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности.

На основании п. 10 ст. 3 Закона N 38-ФЗ спонсорская реклама - реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре.

Следовательно, если спонсируемое лицо не доносит информацию о спонсоре, факта спонсорской рекламы не имеется.

В п. 16 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 N 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе" указано, что информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара.

Таким образом, размещение информации о товарном знаке организации является фактом рекламы организации.

Исходя из приведенного выше считаем, что доначисление суммы налога на прибыль в данном случае является обоснованным, так как организация-спонсор понесла расходы в рамках спонсорского договора в определенном объеме, который является оплатой факта доведения информации о спонсоре способом, установленным договором, а денежные средства, которые спонсор уплатил сверх потраченных спонсируемым сумм при доведении информации о спонсоре, являются необоснованными расходами, соответственно, не могут быть учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

А. Ю.Рахаев

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

20.01.2012