Проблемы выработки понятия функций права
(Шевель В. А.) ("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2006, N 3) Текст документаПРОБЛЕМЫ ВЫРАБОТКИ ПОНЯТИЯ ФУНКЦИЙ ПРАВА
В. А. ШЕВЕЛЬ
Шевель В. А., соискатель ВЮИ ФСИН России.
Понятие функции применительно к любой системе дает нам описание, характеристику именно направления должного воздействия, и в этом плане функцию права следует отличать от его реального, фактического воздействия, которое на практике может отклоняться. Деятельность представляет собой реализацию функций, воздействие права на реальную действительность. Некоторые исследователи определяют функции как цели и задачи. Эти понятия не совпадают, хотя и тесно связаны между собой. Цель - это предмет стремления, то, что надо, желательно осуществить <*>. Иногда говорят о ценности социальных явлений, фактически не проводя различий между ценностью и функцией <**>. Хотя эти понятия имеют теснейшую связь между собой, они отражают неоднородные явления. Ценность представляет собой "свойство того или иного общественного предмета удовлетворять потребности, желания, интересы" <***>. -------------------------------- <*> Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. С. 861. <**> См.: Рабинович П. М. Социалистическое право как ценность. Львов, 1985. С. 25. <***> Радулин А. А., Радулин К. А. Социология: Курс лекций. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1999. С. 47.
Анализ источников, в которых определяется понятие функции, показывает, что в большинстве случаев с ним так или иначе связывается "направленное избирательное воздействие системы (структуры, целого) на определенные стороны внешней среды" <*>. -------------------------------- <*> Радько Т. Н. Функции права // Общая теория государства и права. Академический курс. Т. 2: Теория права / Под ред. М. Н. Маргенко. М., 1998. С. 53.
Наиболее близкой к истине следует считать точку зрения, согласно которой при определении функций следует исходить из двух начал. Во-первых, функции - это направления воздействия явления на сознание и поведение людей, на разнообразные сферы общественной жизни. Во-вторых, функции должны отражать сущность явления, его назначение и закономерности развития <*>. -------------------------------- <*> См.: Байтин М. И. Сущность и основные функции социалистического государства. Саратов, 1979. С. 197; Алексеев С. С. Общая теория права. Т. 1. М., 1981. С. 191.
Теорию функций права представители юриспруденции начали активно разрабатывать в конце прошлого столетия, введя вначале понятие асоциальных функций права (И. Корнер, К. Реннер). Выделяя более десятка различных функций, ученые вначале не разделяли их по каким-либо критериям, смешивая и чисто юридические, и общесоциальные направления правового воздействия <*>, глубоко не вдаваясь в понятие "функции права". Так, выделялись экономическая, производственная, распределительная, потребительная и иные функции права. -------------------------------- <*> Реннер К. Теория капиталистического хозяйства. М., 1926.
В зарубежной юридической литературе также имеются самые разнообразные взгляды на классификацию функций права. Так, К. Ллевелин и Е. Хобель рассматривают такие функции, как "определение отношений, связей между членами общества, хотя бы минимальная интеграция индивидуальной и групповой активности в обществе, сдерживание грубого насилия, направление силы на поддержание порядка, т. е. распределение авторитета, определение возможности привилегированного применения насилия и одновременно выбор наиболее эффективных физических форм, санкций, даваемых правом, пригодных для осуществления социальных целей; далее, разрешение спорных случаев, наконец, новое определение связей между индивидами и группами, если меняются условия жизни" <*>. -------------------------------- <*> См.: Кульчар К. Основы социологии права. М., 1981. С. 157.
В дальнейшем эти разработки были проанализированы и обобщены советскими учеными С. С. Алексеевым, В. Г. Смирновым, И. Е. Фарбером, Т. Н. Радько. Обращавшиеся к этому вопросу авторы высказали весьма различное понимание функций права. Так, С. С. Алексеев понимает под функциями права его юридическое назначение для тех или иных общественных отношений, которое выражается главным образом в результатах правового регулирования. В соответствии с этим он различает регулятивную и охранительную функции права. Статическая функция выражается, по его мнению, в воздействии права на общественные отношения путем их закрепления в тех или иных правовых институтах <*>. Динамическая функция заключается в воздействии права на общественные отношения путем оформления их движения (динамики) <**>. -------------------------------- <*> См.: Алексеев С. С. Общая теория социалистического права. Вып. 1. Свердловск, 1965. С. 65. <**> См.: Алексеев С. С. Общая теория социалистического права. Вып. 1. Свердловск, 1965. С. 64.
Т. Н. Радько в своих ранних работах все функции права подразделяет на две большие группы: общесоциальные и специально-юридические. К первым он относит экономическую, политическую и воспитательную функции. Специально-юридическими он считал регулятивную и охранительную функции права <*>. В более поздних своих работах Т. Н. Радько все функции права классифицирует на пять основных групп (подсистем). Он, в частности, выделяет общеправовые, межотраслевые, отраслевые, функции правовых институтов и функции норм права <**>. -------------------------------- <*> См.: Радько Т. Н. Основные функции социалистического права. Волгоград, 1970; Он же. Социальные функции советского права. Волгоград, 1971; Он же. Методологические основы познания функций права. Волгоград, 1974. <**> См.: Радько Т. Н., Толстик В. А. Указ. соч. С. 46; Радько Т. Н. Функции права // Общая теория права / Под ред. В. К. Бабаева. Н. Новгород, 1993. С. 272.
Следует, однако, иметь в виду, что само деление функций права на регулятивную и охранительную является относительно условным. Мы согласны с теми авторами, которые отмечают, что обе эти функции - не какие-то особые независимые направления правового воздействия, а лишь разнообразные аспекты этого воздействия, связанные с различными сторонами содержания права и методологическими подходами к осуществлению правовых предписаний <*>. -------------------------------- <*> См.: Алексеев С. С. Общая теория права. Т. 1. С. 192; Радько Т. Н., Толстик В. А. Указ. соч. С. 54.
Дело в том, что как социальное назначение права, так и основные направления его воздействия на общественные отношения, взятые в отдельности, не исчерпывают собой понятия функции права. Если под функцией права понимать только его социальное назначение, то подобное понятие будет носить слишком общий характер. Мы, по существу, ограничиваем его целями и задачами, которые призвано решать право, т. к. назначение характеризует право с точки зрения того, что должно оно делать в соответствии с целями класса, а в условиях общенародного государства - всего общества, выражением воли которых оно является. Назначение характеризует право с социальной стороны, с точки зрения задач, которые призвано решать права. В более широком смысле назначение есть историческая миссия права. Напротив, при понятии функции права только как основного направления воздействия на общественные отношения упускается из виду направляющий момент этого воздействия. Кроме того, здесь имеется большая опасность сбиться в массу мельчайших подробностей и деталей, потерять главное, основное. Понятие функции права характеризует одновременно как назначение права, так и вытекающие из этого направления его воздействия на общественные отношения. Поэтому, раскрывая содержание какой-либо функции права, необходимо постоянно иметь в виду связь назначения права с основными направлениями его воздействия и, наоборот, зависимость последних от назначения права. Таким образом, понятие "функция права" собирательно. Его нельзя сводить или только к назначению, или только к направлениям воздействия. Поэтому мы считаем, что функция права - это определяемое его назначением основное направление воздействия на общественные отношения. Таким образом, функции права - это основные направления юридического воздействия на общественные отношения, определяемые сущностью, социальным назначением права в жизни общества и целями правового регулирования.
Название документа