Организация направила в адрес Роспотребнадзора жалобу о несоблюдении индивидуальным предпринимателем, арендующим у организации помещение магазина, санитарного законодательства при хранении и реализации продовольственных товаров в магазине, что, по мнению организации, может повлечь возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан. Обязаны ли должностные лица Роспотребнадзора провести внеплановую проверку предпринимателя на основании такого заявления? В случае если должностные лица Роспотребнадзора проигнорируют подобную жалобу, может ли их бездействие быть обжаловано в суде?

Ответ: Внеплановая проверка проводится по каждому факту, являющемуся основанием для ее проведения. В рассматриваемом случае жалоба может быть признана не являющейся основанием для проведения внеплановой проверки предпринимателя только в случае, если из нее невозможно установить лицо, обратившееся в органы Роспотребнадзора. Бездействие должностных лиц Роспотребнадзора, проигнорировавших подобную жалобу, может быть оспорено организацией в суде.

Обоснование: В соответствии с пп. "а" п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе юридических лиц, о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан является основанием для проведения внеплановой проверки.

Необходимо учитывать, что в случае проведения внеплановой выездной проверки на основании ч. 5 ст. 10 Закона N 294-ФЗ она может быть проведена по основаниям, указанным в пп. "а" п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, органами государственного контроля (надзора) после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких индивидуальных предпринимателей.

Согласно пп. 5.1.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, в том числе государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства.

Приказом Роспотребнадзора от 24.03.2010 N 103 утверждены Методические рекомендации по применению норм Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" должностными лицами центрального аппарата и территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Российской Федерации при осуществлении государственного контроля (надзора) (далее - Методические рекомендации).

На основании п. 5.1 Методических рекомендаций внеплановая проверка проводится по каждому факту, являющемуся основанием для ее проведения согласно положениям ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ (данные основания перечислены в п. 5.4 Методических рекомендаций).

Из пп. 2 п. 5.4 Методических рекомендаций следует, что одним из оснований для проведения внеплановых проверок исходя из полномочий Роспотребнадзора является поступление в Роспотребнадзор или его территориальные органы обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан (пп. "а" п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ).

Согласно п. 5.6 Методических рекомендаций обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в органы Роспотребнадзора, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, указанных в пп. 2 п. 5.4 Методических рекомендаций, не могут служить основанием для проведения проверки.

Учитывая изложенное, жалоба организации в рассматриваемом случае может быть признана не являющейся основанием для проведения внеплановой проверки предпринимателя только в случае, если из нее невозможно установить лицо, обратившееся в органы Роспотребнадзора.

Пленум Верховного Суда РФ в п. 1 Постановления от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" отметил, что граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.

Следовательно, бездействие должностных лиц Роспотребнадзора в данном случае может быть оспорено организацией в суде.

П. С.Долгополов

Юридическая компания "Юново"

17.01.2012