В декабре 2011 г. налоговый орган уведомил физлицо о необходимости уплаты НДФЛ и представления налоговой декларации по форме 3-НДФЛ в отношении дохода в виде субсидии на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест
Обязано ли физлицо, применяющее систему налогообложения в виде ЕНВД, представить налоговую декларацию и уплатить НДФЛ в отношении дохода в виде указанной субсидии, если оно выполнило все условия договора со службой занятости населения и использовало субсидию в соответствии с бизнес-планом без нарушений? Вправе ли физлицо применить Письмо Минфина России от 23.09.2010 N 03-11-11/250 к этой ситуации?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 17 января 2012 г. N 03-11-11/3
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке налогообложения субсидии, полученной на содействие самозанятости безработных граждан и создание собственного дела налогоплательщиком, применяющим систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, и на основании информации, изложенной в письме, сообщает следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается Кодексом, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и применяется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно п. 4 указанной статьи Кодекса уплата индивидуальными предпринимателями единого налога на вмененный доход предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход).
Аналогичная норма предусмотрена п. 24 ст. 217 гл. 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса.
На основании п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Таким образом, полученные из бюджета бюджетные ассигнования в виде субсидий на возмещение недополученных доходов в связи с реализацией товаров, выполнением работ или оказанием услуг по ценам, регулируемым государственными или муниципальными органами власти, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход, облагаться налогами в рамках иных режимов налогообложения не должны. В то же время субсидии, выделяемые из бюджетов разного уровня налогоплательщикам единого налога на вмененный доход на цели, не связанные с возмещением недополученных доходов в связи с реализацией товаров, выполнением работ или оказанием услуг по ценам, регулируемым государственными или муниципальными органами власти, не признаются доходом, полученным от осуществления видов предпринимательской деятельности, переведенных на уплату единого налога на вмененный доход, и поэтому данные суммы выплат подлежат налогообложению у индивидуальных предпринимателей налогом на доходы физических лиц.
В связи с этим полученные индивидуальным предпринимателем как безработным гражданином средства финансовой поддержки в виде субсидии на создание (открытие) собственного дела, а также в целях создания дополнительных рабочих мест подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц в соответствии с гл. 23 Кодекса независимо от того, что в отношении указанной деятельности предприниматель применяет систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
При этом согласно п. 3 ст. 223 Кодекса указанные суммы учитываются в составе доходов в течение трех налоговых периодов с одновременным отражением соответствующих сумм в составе расходов в пределах фактически осуществленных расходов каждого налогового периода, предусмотренных условиями получения указанных сумм выплат.
Указанные суммы выплат по общему правилу признаются доходом физических лиц только после осуществления расходов.
В случае нарушения условий получения выплат такие суммы в полном объеме отражаются в составе доходов налогового периода, в котором допущено нарушение. Если по окончании третьего налогового периода сумма полученных выплат превышает сумму расходов, оставшиеся неучтенные суммы в полном объеме отражаются в составе доходов данного налогового периода.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента носит информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С. В.РАЗГУЛИН
17.01.2012