Юридическая природа пенсионного договора

(Пермяков О. В.) ("Юрист", 2006, N 6) Текст документа

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ПЕНСИОННОГО ДОГОВОРА

О. В. ПЕРМЯКОВ

Пермяков О. В., аспирант Всероссийской государственной налоговой академии.

Актуальность выбранной темы обусловлена осложненной демографической и экономической ситуацией в России. В нашей стране, как и в большинстве экономически развитых стран, соотношение численности работоспособного населения и людей преклонного возраста уменьшается. При наступлении пенсионного возраста жизнь не прекращается, но активная трудовая деятельность по объективным причинам невозможна. Соответственно, встает вопрос о минимально приемлемом уровне жизни при наступлении пенсионного возраста. Стандартная распределительная (солидарная) пенсионная система основана на налогообложении фонда заработной платы работающих и выплаты пособий пенсионерам из этих средств. Как правило, на ранних стадиях функционирования распределительной системы низкий уровень пособий был достаточным для обеспечения выплат относительно небольшому числу получателей, но по мере улучшения качества жизни граждан системы выплаты имеют тенденцию превышать взносы, вызывая потребность в увеличении налогов на фонд оплаты труда или бюджетных трансфертов. Распределительная пенсионная схема характеризуется также элементами уравнительности, усилением социального иждивенчества, ослаблением склонности к сбережениям <*>. Бескризисность пенсионной системы, построенной по принципу солидарности поколений, обеспечивается при соблюдении пропорции 10 : 1 (на 10 плательщиков взносов в ПФ один получатель пенсии). Сегодня в России соотношение 10 : 6, а демографическое состояние таково, что начиная с 2003 г. из-за сокращения численности активной части населения соотношение плательщиков взносов и пенсионеров, включая досрочных, будет резко изменяться и, по прогнозам, достигнет 10 : 10, т. е. на одного работающего будет приходиться один неработающий <**>. До пенсионной реформы 2002 г. накопилось достаточно много проблем, вот лишь некоторые из них: вышедшие на пенсию граждане столкнулись с тем, что размер последней был недопустимо мал и тем самым обесценился трудовой вклад. Развитие рынка труда тормозил высокий размер социального налога, направляемого на финансирование пенсий. Высокое налогообложение заработной платы работников, особенно предприятий малого и среднего бизнеса, сокращало возможность для повышения зарплаты. В ситуации несправедливости размера пенсии власти постоянно вынуждены принимать хоть какие-то меры для поддержания жизни вышедших на пенсию. -------------------------------- <*> Социальная защита. 2002. N 6. С. 9. <**> Там же. С. 8.

Перечисленные выше трудности, а также такие факторы, как инфляционные процессы, нежелание показывать государству свои реальные доходы и т. д., привели к тому, что распределительная пенсионная система была не в состоянии предоставить минимально приемлемый уровень пенсионного обеспечения. Для того чтобы решить возникшие проблемы, с 1 января 2002 г. вступил в силу пакет законов, реформировавших пенсионную систему России. Условно можно выделить три основных направления реформы: - совершенствование обязательного (государственного) страхования и, соответственно, индивидуального персонифицированного учета; - развитие добровольного дополнительного пенсионного страхования; - создание профессиональных пенсионных систем. Новизна работы заключается в том, что пенсионный договор как новое гражданско-правовое обязательство был введен пакетом законов с 1 января 2002 г., но до сих пор практически не исследован. Правовое регулирование отношений между НПФ и вкладчиком (участником) осуществляется с помощью следующих нормативных актов: - основным нормативным актом, регулирующим отношения по поводу негосударственного пенсионного обеспечения, является Федеральный закон от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах". Закон регулирует правовые, экономические и социальные отношения, возникающие при создании, функционировании и ликвидации негосударственных пенсионных фондов, устанавливает основные принципы государственного контроля за их деятельностью. В нем устанавливаются основные требования к фондам, к их имуществу, права и обязанности их вкладчиков и участников. В законе предусмотрены нормы и гарантии, направленные на обеспечение надежности фондов в выполнении ими обязательств по негосударственному пенсионному обеспечению граждан; - в Федеральном законе от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" устанавливаются пенсионные основания; - по основным признакам, раскрываемым ниже, есть основания предполагать, что пенсионный договор относится к страховым обязательствам, соответственно, в Гражданском кодексе РФ установлено <*>, что правила для договора страхования, предусмотренные Кодексом, применяются субсидиарно, если специальным законодательством не предусмотрено иное. -------------------------------- <*> Статья 970 ГК РФ "Применение общих правил о страховании к специальным видам страхования".

Следует указать на основные подзаконные нормативные акты, влияющие непосредственным образом на регулирование пенсионного договора: Постановление Минтруда РФ от 15 апреля 2004 г. N 46 "Об утверждении Порядка регистрации пенсионных и страховых правил негосударственных пенсионных фондов", Постановление Правительства РФ от 13 декабря 1999 г. N 1385 "Об утверждении Требований к пенсионным схемам негосударственных пенсионных фондов, применяемым для негосударственного пенсионного обеспечения населения" и т. д. В распределительной пенсионной системе отношения между гражданином, работодателем и государством по поводу назначения и выплаты пенсий являются не частноправовыми, а публично-правовыми. Вопросы о размере пенсии, его взаимосвязи с зарплатой и стажем работы, периодичности выплат и т. д. решаются на уровне законов или иных нормативных актов и не зависят от волеизъявления частных лиц. Работа посвящена новому виду гражданско-правовых обязательств - пенсионному договору. Последний регулирует отношения между вкладчиком и негосударственным пенсионным фондом (НПФ). Законодатель, приняв пакет законов, реформировавших пенсионную систему, прямо указал на гражданско-правовой характер обязательств между негосударственным пенсионным фондом и вкладчиками, участниками, застрахованными лицами <*>. Таким образом, в Российской Федерации введены элементы накопительной системы пенсионного обеспечения. -------------------------------- <*> В этой связи следует не согласиться с мнением В. А. Рахмиловича (Гражданское право России. Обязательственное право: Курс лекций / Отв. ред. О. Н. Садиков. М., 2004 (гл. 23 - автор В. А. Рахмилович)), который утверждает, что "все три группы регулируемых этим Законом отношений относятся к сфере социального обеспечения и государственного социального страхования и в курсе гражданского права рассматриваться не должны...".

Предметом гражданского права являются имущественные отношения, которые представляют собой отношения, возникающие по поводу имущества - материальных благ, имеющих экономическую форму товара, а также личные неимущественные отношения, связанные с имущественными, а в некоторых случаях и не связанные с ними. Обе эти группы отношений объединяет то обстоятельство, что они основаны на равенстве сторон, автономии воли и имущественной самостоятельности участников, т. е. возникают между юридически равными и независимыми друг от друга субъектами, имеющими собственное имущество. Иначе говоря, это частные отношения, возникающие между субъектами частного права. Итак, если отношения, возникающие между вкладчиком, участником и НПФ не отвечают перечисленным особенностям метода правового регулирования, то они относятся к иной отрасли права, чем гражданское право. В Федеральном законе "О негосударственных пенсионных фондах" устанавливается, что НПФ вправе заключать договоры негосударственного пенсионного обеспечения, договор об обязательном пенсионном страховании, договор о создании профессиональной пенсионной системы. Законодатель прямо указал на тот факт, что заключается договор. Определение договора дано в Гражданском кодексе РФ. В соответствии со ст. 420 ГК РФ договор - это соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Автономия воли сторон при заключении пенсионного договора определена в п. 2 ст. 2 Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах". Деятельность фонда по негосударственному пенсионному обеспечению (пенсионному договору) участников фонда осуществляется на добровольных началах. Возможны два варианта построения отношений между вкладчиком и НПФ при заключении договора: 1) НПФ, исходя из пожеланий потенциального вкладчика, разрабатывает индивидуальную пенсионную схему, в соответствии с которой после утверждения заключается договор путем присоединения к условиям; 2) вкладчик выбирает подходящую ему пенсионную схему из числа утвержденных НПФ. Полагаем, что пенсионный договор в данном случае является договором присоединения. Определение договора присоединения дано в ст. 428 ГК РФ - это договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом. В результате реформы законодательства сформирован круг гражданско-правовых обязательств, позволяющих НПФ получать и эффективно инвестировать выплаченные вкладчиком средства: - пенсионные договоры; - договоры об обязательном пенсионном страховании; - договоры о создании профессиональных пенсионных систем; - договоры с управляющими компаниями (в литературе есть мнение о том, что НПФ не заключает договоры доверительного управления с управляющими компаниями, а "размещают пенсионные резервы через управляющие компании в соответствии с правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, а не на основании гражданско-правовых договоров...") <*>. -------------------------------- <*> Колсанова Е. Б. К вопросу о реформировании пенсионной системы Российской Федерации // Гражданин и право. 2000. N 1. Следует не согласиться с данной точкой зрения. НПФ заключают именно договоры доверительного управления в соответствии с принятым законодательством и правилами, утвержденными Правительством. Термин "размещение" приводится в законодательстве (Федеральный закон "О рынке ценных бумаг") как отчуждение путем заключения гражданско-правовых сделок.

- договоры об оказании услуг со специализированными депозитариями; - договоры на проведение независимой аудиторской проверки и т. д.;

Место пенсионного договора в системе гражданско-правовых обязательств

В первую очередь следует определить место, которое занимает пенсионный договор в системе гражданско-правовых обязательств. Вопрос классификации гражданско-правовых обязательств, предусмотренных Гражданским кодексом РФ, является одним из спорных в науке гражданского права. На сегодняшний день существуют различные попытки ученых классифицировать гражданско-правовые обязательства. С. И. Аскназий приводит классификацию обязательств с учетом их экономических особенностей. О. А. Красавчиков в качестве классификационного критерия использует направленность обязательственных правоотношений. М. В. Гордон принимает за основу классификации обязательств смешанный юридический и экономический критерий. Ю. В. Романец в качестве основного системообразующего фактора рассматривает направленность гражданских договоров <*>. -------------------------------- <*> Аскназий С. И. Очерки хозяйственного права в СССР. Л., 1926. С. 65; Красавчиков О. А. Система отдельных видов обязательств // Советская юстиция. 1960. N 5. С. 42 - 43; Гордон М. В. Система договоров в советском гражданском праве // Уч. зап. Харьковского ин-та. Вып. 5. 1954. С. 84; Романец Ю. В. Система договоров в гражданском праве России. М., 2001. С. 83 - 132; Гражданское право: Учебник / Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. Т. 1 Автор главы - Н. Д. Егоров. С. 577.

Одна из наиболее полных классификаций предложена М. И. Брагинским <*>. В соответствии с предложенной ступенчатой классификацией гражданско-правовых договоров, где в основу положен принцип результата, пенсионный договор будет отнесен к группе обязательств по оказанию услуг и причислен к виду страховых обязательств. -------------------------------- ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Монография М. И. Брагинского, В. В. Витрянского "Договорное право. Общие положения" (Книга 1) включена в информационный банк согласно публикации - Статут, 2001 (издание 3-е, стереотипное). ------------------------------------------------------------------ <*> Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Книга первая. Общие положения. М., 1999.

Следует согласиться с С. В. Дедиковым, который утверждает, что пенсионный договор относится к страховым обязательствам (хотя и выделяет некоторые отличия) <*> по следующим причинам: -------------------------------- <*> См.: Дедиков С. В., Дедикова. Пенсионный договор // Хозяйство и право. 2003. N 7.

1) как и страховые обязательства, пенсионный договор направлен на создание определенного имущественного фонда в целях компенсации потерь собственника; 2) как и страховые обязательства, пенсионный договор позволяет производить выплаты только после установленного в законе и в договоре момента времени. В разное время учеными выделялось несколько видов страхования: самострахование; взаимное; коммерческое; обязательное социальное <*>. -------------------------------- <*> Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Договоры о выполнении работ и оказании услуг. Кн. 3. Гл. 12. Договор страхования // СПС "КонсультантПлюс".

Для обязательного социального страхования характерны следующие характеристики: государство управляет единым фондом средств; для того чтобы создать единый фонд и использовать его средства, власть утверждает публичный акт; взносы в фонд носят фискальный характер, при этом последние не являются единственными поступлениями в фонд. Негосударственное пенсионное обеспечение отличается от обязательного социального страхования следующим: 1) управляет сформированными пенсионными резервами не ПФР, а НПФ путем самостоятельного размещения, передачи в доверительное управление специализированным компаниям, образованным в форме хозяйственных обществ, иными договорами; 2) взносы по этому виду страхования не носят фискальный характер. Специфика состоит в отсутствии принудительного порядка заключения пенсионных договоров вкладчиками и в наличии возможности расторжения вкладчиком (участником) пенсионного договора без перехода в иной пенсионный фонд <*>. -------------------------------- <*> Сразу следует обозначить одну из проблем негосударственного пенсионного обеспечения: если гражданин расторг отношения с НПФ и при этом не изъявил желания перевести накопленные на пенсионном счету денежные средства в другой НПФ, то надо эти денежные средства вернуть. Закон "О негосударственных пенсионных фондах" не содержит по этому поводу никаких прямых указаний. Представляется, что данную проблему следует решить по аналогии с договором об обязательном пенсионном страховании (статья 36.6 Закона "О негосударственных пенсионных фондах"), а именно - передать эти денежные средства в ПФР.

В силу страхового обязательства одно лицо (страховщик) обязано при наступлении определенных обстоятельств в определенный срок (или без указания срока) произвести обусловленную страховую выплату другому лицу (страхователю) или иному лицу и вправе требовать выплаты страховых премий, а страхователь обязан уплачивать страховые премии и вправе требовать соответствующих выплат <*>. -------------------------------- <*> Гражданское право: Учебник. Т. 1 / Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. Автор главы - А. А. Иванов.

Сущностная черта страхования заключается в "разделении ответственности". Если в имущественном страховании создается имущественный фонд за счет средств вкладчиков, а невыгодные последствия от наступления страхового случая покрываются средствами из этого фонда, таким образом, невыгодные последствия для собственника разделяются между остальными вкладчиками. В пенсионном обеспечении в целом ответственность за невыгодные последствия, связанные с наступлением пенсионных оснований (как правило, достижение определенного возраста, после которого социальная активность индивида по не зависящим от него причинам снижается), разделяется между всеми членами общества. Особенностью негосударственного пенсионного страхования является то, что ответственность разделяется не только между вкладчиками, но и лицами, уполномоченными распоряжаться пенсионными средствами. Материальной основой принципа разделения ответственности выступает формируемый имущественный фонд. Как и страховое обязательство, пенсионный договор направлен прежде всего на создание определенного имущественного фонда для компенсации потерь собственника при наступлении экстраординарных обстоятельств (в связи с утратой трудоспособности, наступлением инвалидности и т. д., то есть наступлением тех обстоятельств, которые приведут либо к снижению трудоспособности, либо к ее прекращению). Что выделяет пенсионный договор среди иных гражданско-правовых обязательств, так это то, что пенсионный договор призван компенсировать негативные последствия уменьшения трудоспособности и как следствие - основной заработок участника фонда в связи с достижением им пенсионного возраста (либо иных пенсионных оснований). От различных видов личного страхования пенсионный договор отличается тем, что вкладчик сам участвует в формировании своего компенсационного фонда путем внесения части собственного заработка (необязательно заработанного), которая при наступлении пенсионных оснований должна быть ему выплачена. Конечная сумма выплаты в отличие от страховой суммы (которая всегда фиксирована и всегда определяется страховщиком) определяется приблизительно, из расчета сложения пенсионных взносов вкладчика плюс распределяемый доход фонда от инвестирования и использования собственного имущества. Доход зависит от эффективности вложения средств и иных экономических факторов. Кроме того, в существенных условиях ни одного договора страхования не предусмотрено, что обязанность осуществлять выплаты определяется моментом времени, прямо указанным в законодательстве <*>. -------------------------------- <*> Пенсионные основания в соответствии со ст. 10 Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах" устанавливаются федеральным законодательством, а именно гл. 2 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ".

Выплата страхового обеспечения (при страховом случае с имуществом выплата называется возмещением, а при страховом случае с личностью - обеспечением) производится при наступлении предусмотренного пенсионными правилами страхового случая - достижение пенсионного возраста (иных пенсионных оснований), но выплачивается не вся сумма единовременно, а определенная сумма из расчета срока дожития (19 лет) периодически в соответствии с заключенным пенсионным договором, действующим законодательством. Еще одной особенностью договора негосударственного пенсионного обеспечения является наличие обязанности вкладчика по внесению пенсионных взносов, но в законе отсутствуют санкции за неисполнение или частичное неисполнение вкладчиком своих обязательств. В законодательстве дано определение пенсионного договора как соглашения между фондом и вкладчиком фонда (далее - вкладчик), в соответствии с которым вкладчик обязуется уплачивать пенсионные взносы в фонд, а фонд обязуется выплачивать участнику (участникам) фонда (далее - участник) негосударственную пенсию.

Юридические характеристики пенсионного договора

Полагаем, что из определения пенсионного договора следует его консенсуальный характер. Консенсуальные сделки (от лат. consensus - соглашение) - это такие сделки, которые порождают гражданские права и обязанности с момента достижения их сторонами соглашения. Последующая передача вещи или совершение иного действия осуществляются с целью их исполнения <*>. Данная характеристика необходима для определения момента заключения договора, определения применимого законодательства, места совершения сделки <**>. Например, изменения и дополнения, вносимые в правила фонда, не распространяются на заключенные ранее договоры (...) ранее действовавшие условия, закрепленные в заключенных фондом договорах, сохраняют силу до полного их исполнения, если сторонами не будет оговорено иное. -------------------------------- <*> Гражданское право. Т. I / Под ред. д. ю.н., профессора Е. А. Суханова. М.: Волтерс Клувер, 2004. Пункт 8 гл. 10. Автор главы - В. С. Ем. <**> В этой связи интересны мнения Н. В. Давыдова ("Принципы расчета обязательств негосударственного пенсионного фонда") и А. В. Ревцова ("Структура обязательств негосударственного пенсионного фонда"). В кн.: Актуальные проблемы негосударственного пенсионного обеспечения. 2002. Они полагают, что договор негосударственного пенсионного обеспечения заключен после внесения вкладчиком первого пенсионного взноса. В качестве возражения можно привести следующий пример: права и обязанности у сторон возникают после того, как стороны пришли к соглашению по всем существенным условиям. Например, вкладчик сразу после заключения договора (но не обязательно после внесения пенсионного взноса) обязан ознакомить НПФ с информацией, могущей повлиять на выплаты негосударственной пенсии.

Итак, пенсионный договор заключен тогда, когда стороны пришли к соглашению по всем существенным условиям договора. Моментом заключения договора в соответствии с Гражданским кодексом РФ считается получение оферентом акцепта. Пенсионный договор считается заключенным с момента соглашения по всем существенным условиям пенсионного договора, а не уплаты пенсионного взноса. Однако если внимательно присмотреться к содержанию пенсионного договора, то может сложиться иное впечатление. Все сколько-нибудь существенные обязательства у сторон возникают после внесения вкладчиком первого взноса, после этого у НПФ появляется следующее обязательство: открыть пенсионный счет при поступлении первого пенсионного взноса (до этого момента обязательства по негосударственному пенсионному обеспечению у НПФ нет, так как учитывать на конкретном пенсионном счету нечего) <*>, что дает право назвать договор негосударственного пенсионного обеспечения реальным. Такая двойственность неудивительна, описанное противоречие содержится еще в Гражданском кодексе РФ при раскрытии содержания договора страхования. Негосударственное пенсионное обеспечение относится к страховым обязательствам, и оно "унаследовало" следующее: из анализа ст. ст. 929 и 934 ГК РФ следует, что договор страхования является консенсуальным, однако согласно ст. 957 ГК РФ договор страхования, если в нем не предусмотрено иное, вступает в силу в момент уплаты страховой премии или первого ее взноса, то есть он реальный. -------------------------------- <*> Следует не согласиться с мнением А. В. Ревцова ("Структура обязательств негосударственного пенсионного фонда"). В кн.: Актуальные проблемы негосударственного пенсионного обеспечения. 2002. Вып. 1. Обязательства НПФ по негосударственному пенсионному обеспечению перед вкладчиком возникают не в момент открытия пенсионного счета, как считает указанный автор, а после перечисления вкладчиком первого взноса на пенсионный счет, при наличии заключенного пенсионного договора.

Учитывая формулировки законодателя, следует сказать, что большая часть обязательств по негосударственному пенсионному обеспечению возникают одновременно с наличием двух юридических фактов: заключенного договора и внесения первого пенсионного взноса. В пользу выбранной позиции говорят следующие законодательные положения и теоретические доводы: а) в данном случае мы имеем дело с фактическим составом - совокупностью юридических актов, которые находятся в следующей логической последовательности и взаимосвязи (сначала заключение договора, содержащего все необходимые сведения, а после факт внесения денежных средств). Отсутствие одного из них ломает весь состав, и правовые последствия не наступают до появления предусмотренного законом факта; наличие одного из них необходимо, а наличие всех вместе достаточно для возникновения обязательств по негосударственному пенсионному обеспечению. Обязательство по выплате негосударственной пенсии не возникнет, если не будет произведен пенсионный взнос. Денежные средства, внесенные вне договора, не имеют правообразующего значения, так как пенсионный счет (индивидуальный, солидарный, Ф. И.О. и иные данные о личности), размер взноса, сроки внесения и т. д. устанавливаются договором; б) в соответствии со ст. 13 Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах" и вкладчики, и участники обретают права и обязанности только по заключенному договору <*>; -------------------------------- <*> Вкладчики вправе требовать от фонда исполнения обязательств фонда по пенсионному договору в полном объеме, а участники вправе требовать от фонда исполнения обязательств фонда по выплате негосударственных пенсий в соответствии с условиями пенсионного договора.

в) при перечислении пенсионного взноса в НПФ пенсионный (индивидуальный или солидарный) счет не может открываться без данных об участнике, условий пенсионного договора (ст. 3 Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах"). Безусловно, стороны вправе договориться о чем угодно (если только это не умаляет их прав, предусмотренных законом), либо НПФ разработает такие правила, которые однозначно установят, что внесенные в определенном размере денежные средства в условиях, позволяющих определить вкладчика и участника, являются юридическим фактом, после которого договор негосударственного пенсионного обеспечения вступает в силу. Но все-таки по общему правилу договор негосударственного пенсионного обеспечения должен является консенсуальным. Пенсионный договор сформулирован как взаимный, то есть предусмотрен двусторонний характер сделки. Таким образом, заключенный договор создает права и обязанности для каждой из сторон. Воля сторон в двусторонней сделке должна быть встречной и совпадающей. Это означает, что воля сторон диктуется взаимно удовлетворяемыми интересами (в нашем случае заключается договор по поводу создания определенного имущественного фонда для компенсации потерь постоянного заработка лица в связи с наступлением пенсионных оснований. Сделка в данном случае совершается по поводу периодических выплат, совершаемых вкладчиком, которые поступают в собственность фонда, а тот, в свою очередь, инвестирует их и в результате произведенных инвестиций формирует фонд компенсации). В теории выделяется такой признак, как согласованность воль сторон (пенсионный договор будет считаться заключенным, если будет достигнуто соглашение по всем перечисленным в законе существенным условиям). Законодатель прямо не указывает на возмездный характер обязательства, но ст. 9 Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах" дает основания утверждать, что пенсионный договор следует считать возмездным <*>. При этом законодатель четко установил, что деятельность НПФ по размещению средств пенсионных резервов не является предпринимательской. -------------------------------- <*> Пункт 2 ст. 9 Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах" - пенсионные правила фонда должны содержать порядок определения размера оплаты услуг НПФ, управляющей компании и специализированного депозитария.

Существенные условия пенсионного договора перечислены в Федеральном законе "О негосударственных пенсионных фондах". Статья 12 определяет обязательные положения, которые должен содержать пенсионный договор: - наименование сторон; - сведения о предмете договора (предметом пенсионного договора являются действия сторон по созданию компенсационного фонда для возмещения предполагаемых потерь постоянного заработка лица в связи с наступлением пенсионных оснований); - положения о правах и об обязанностях сторон (полагаем, что данное условие сформировано некорректно. Договор - это и есть соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей); - положения о порядке и об условиях внесения пенсионных взносов; - вид пенсионной схемы. На практике пенсионные схемы выплат можно подразделить на две большие группы <*>: а) солидарная схема (наиболее удобна работодателю) - работодатель перечисляет взносы на единый счет компании. В этой схеме работодатель решает, каким именно работникам он хочет формировать пенсию, и дает по этому поводу распоряжение НПФ (будет ли заключаться договор негосударственного пенсионного обеспечения или нет, устанавливается в индивидуальном трудовом договоре либо коллективном соглашении). Фонд в соответствии с законодательством открывает отдельные счета для указанных сотрудников и переводит на них деньги с общего счета. Пенсионные взносы зачисляются в НПФ на солидарный пенсионный счет организации и не подлежат распределению по именным пенсионным счетам физических лиц до наступления определенного времени и условий, которые определяются коллективным (индивидуальным) трудовым договором, пенсионным договором, правилами НПФ; б) индивидуальная схема - взносы перечисляются по именным счетам. В этой схеме работники сами принимают участие в формировании негосударственной пенсии. -------------------------------- <*> Андропова А. Фирменная пенсия // Расчет. 2005. N 7; Данные НПФ "Русь". Приведенные схемы являются основными, отражающими общие принципы, конечно, их конкретное наполнение зависит от пожелания клиента и предложенных схем НПФ.

В зависимости от срока пенсионных выплат можно выделить: а) срочные - негосударственная пенсия получается в течение определенного сторонами срока; б) пожизненные (как подвид здесь можно выделить следующую схему: "до исчерпания средств на счете"). В литературе приведен пример, когда вносятся пенсионные взносы, но их размер заранее не определен, а периодичность внесения также отсутствует. При таком положении дел ни НПФ, ни вкладчик, ни участник не в состоянии точно определить собственное положение дел на длительную перспективу. НПФ затруднительно строить подобного рода отношения, так как сформированные пенсионные резервы следует постоянно размещать и невозможно эффективно вести деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению без определенности в вопросе частоты и размера формирования резервов. Полагаем, что это ненормальная практика договорных отношений и, поскольку законодательством не запрещена, имеет право на существование только как исключение из правил; - пенсионные основания (пенсионные основания устанавливаются законом на момент заключения пенсионного договора, а также дополнительно могут быть согласованы сторонами); - положения о порядке выплаты негосударственных пенсий; - положения об ответственности сторон за неисполнение своих обязательств; - сроки действия и прекращения договора (полагаем, что данное условие сформулировано некорректно. Следует изложить его так: в пенсионном договоре должно быть указано, на какой срок он заключается - в течение всей жизни участника либо в течение срока, установленного в пенсионном договоре); - положения о порядке и об условиях изменения и расторжения договора; - положения о порядке урегулирования споров; - реквизиты сторон. В законе не упомянуто еще одно существенное условие, которое предусмотрено подзаконным нормативным актом <*>. Пенсионные схемы, а соответственно и пенсионные договоры, должны содержать положения о возможности или невозможности наследования пенсионных накоплений участников фонда. На данном пункте следует остановиться подробнее. Полагаем, что возможность наследования денежных средств на счете следует ставить в зависимость от пенсионной схемы, которую выбрал вкладчик. Если выбрана "пожизненная" схема, то наследования оставшейся невостребованной части негосударственной пенсии здесь не должно быть <**>. -------------------------------- <*> Постановление Правительства РФ от 13 декабря 1999 г. N 1385 "Об утверждении Требований к пенсионным схемам негосударственных пенсионных фондов, применяемым для негосударственного пенсионного обеспечения населения" // Собрание законодательства РФ. 1999. N 51. Ст. 6353. <**> Это разумно и отвечает признаку страхования - алеаторности сделки. С одной стороны, участник вправе рассчитывать на негосударственное пенсионное обеспечение сверх срока дожития (19 лет), а с другой - в случае смерти участника до наступления расчетного срока НПФ получит возмещение собственных затрат для выплаты негосударственной пенсии другим пережившим расчетный срок дожития участникам.

Если же заключен договор негосударственного пенсионного обеспечения и выбрана иная схема выплат, то совершенно справедливо предположить существование права на наследование выкупной суммы у наследников. Интересная практика существует в некоторых пенсионных фондах <*>, в Правилах негосударственного пенсионного обеспечения предусматривается возможность наследников в порядке универсального правопреемства заместить фигуру участника и получать исполнение по пенсионному договору в соответствии с нормами наследственного права. -------------------------------- <*> Правила негосударственного пенсионного обеспечения Сбербанка. 2000.

Требованиями к пенсионным схемам негосударственных пенсионных фондов, применяемым для негосударственного пенсионного обеспечения населения, установлено еще одно важное условие, которое призвано обеспечить имущественные интересы участника фонда: обязательным условием применения пенсионной схемы фонда является получение участником фонда пенсии в размере не менее 0,5 минимальной государственной пенсии по старости при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, установленной законодательством Российской Федерации на момент заключения пенсионного договора. Данным условием законодатель предпринял попытку оградить права участника в том случае, если распоряжение его пенсионными взносами будет производиться неэффективно, тем самым смягчив возможные невыгодные последствия сделки. Договор страхования носит алеаторный, рисковый характер, и его надо отличать от условных сделок. В условных сделках права и обязанности сторон возникают при наступлении определенного события (ст. 157 ГК), а до наступления этого события права и обязанности не возникают, хотя сделка и совершена. В алеаторных сделках права и обязанности возникают при самом совершении сделки, но предмет какой-либо обязанности, т. е. действие, которое надлежит совершить обязанному лицу, зависит от наступления определенного события. Возникновение, изменение, прекращение отношения в рисковых обязательствах зависят от объективно случайных для сторон обстоятельств (событий) <*>. Конструкция страхового обязательства предусматривает обязанность страховщика осуществить выплаты только при наступлении страховых случаев. Рисковый характер договора страхования выражается в том, что в одних случаях (при ненаступлении страхового случая) страховщик получает ощутимый доход, а в других (при его наступлении) - должен выплатить оговоренную договором сумму, размеры которой превышают причитающееся вознаграждение. В договоре негосударственного пенсионного обеспечения алеаторность усматривается в следующем: -------------------------------- <*> См.: Гражданское право: Учебник. Т. 2 / Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. М., 2004. С. 581.

а) НПФ не сможет точно указать, какую сумму будет получать участник (в связи с тем что даже самое сверхточное прогнозирование результатов вложения пенсионных резервов не сможет гарантировать конечную сумму дохода); б) если вкладчиком избрана пожизненная схема выплат, то НПФ в одном случае при досрочной смерти (до 19 лет) участника оставляет в собственности полученные от вкладчика взносы, а если участник проживет более 19 лет, то фонд из своей собственности дополнительно выплачивает оговоренную негосударственную пенсию. Оговоренная договором сумма в нашем случае выплачивается только по частям, а размер этой части не может быть менее 0,5 от установленной законом пенсии по старости. Из категорий страхового права следует упомянуть также и страховой риск. В соответствии с действующим законодательством страховым риском является предполагаемое событие, на случай наступления которого проводится страхование <*>. Страховой случай должен обладать двумя характеристиками: признаком случайности и вероятности наступления. -------------------------------- <*> Закон от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела" // Российская газета. 1992. 27 нояб.; 1993. 12 янв.

Параметр случайности должен быть случаен субъективно, то есть не ставиться в зависимость от воли участников негосударственного пенсионного обеспечения (например, наступление пенсионного возраста от воли сторон не зависит). Параметр вероятности раскрывается следующим образом: в теории отмечается, что наступление события, именуемого риском, не должно быть невозможным (каждый из нас в идеальных условиях планирует дожить до глубокой старости), но и неизбежным это событие быть не может (например, к сожалению, мужская часть населения в меньшей степени, чем женская, доживает до выхода на пенсию).

Заключение

Итак, законодатель реформировал пенсионную систему РФ в соответствии с требованиями настоящего времени. В соответствии с принятыми законами четко выделены два вида пенсионного обеспечения: обязательное и дополнительное. Обязательное пенсионное обеспечение призвано предоставить минимальный уровень благосостояния всем гражданам при достижении пенсионных оснований, но жестко ставится в зависимость от получаемого заработка. Дополнительное пенсионное обеспечение призвано предоставить гражданам желаемый уровень благосостояния вне зависимости от получаемого заработка. Новое гражданско-правовое обязательство - пенсионный договор позволяет дополнительно к уже имеющейся пенсии, предусмотренной и рассчитанной в соответствии с законом, иметь еще одну, сформированную на основе заранее определенных взносов и минимально гарантированного дохода от размещения этих взносов негосударственным пенсионным фондом. Пенсионный договор относится к страховым обязательствам и имеет своей целью создание имущественного фонда для уменьшения негативных последствий в результате наступления частичной либо полной нетрудоспособности по естественным причинам - достижения старости. Договор негосударственного пенсионного обеспечения - консенсуальный, возмездный, взаимный. Существенными условиями договора являются: наименование сторон; сведения о предмете договора; положения о правах и об обязанностях сторон; положения о порядке и об условиях внесения пенсионных взносов; вид пенсионной схемы; пенсионные основания; положения о порядке выплаты негосударственных пенсий; положения об ответственности сторон за неисполнение своих обязательств; сроки действия и прекращения договора; положения о порядке и об условиях изменения и расторжения договора; положения о порядке урегулирования споров; реквизиты сторон. Введение частноправовых инструментов в пенсионную систему наряду с жестким контролем над всем процессом накопления, инвестирования, выплат пенсионных накоплений позволит существенно изменить не только состояние пенсионной системы в России, но и положение потенциальных пенсионеров.

Название документа