Работник был уволен по сокращению численности или штата работников организации. Работник за пределами месячного срока с даты получения копии приказа об увольнении и трудовой книжки обратился с жалобой о незаконном увольнении в государственную инспекцию труда. Государственная инспекция труда направила организации предписание об отмене приказа об увольнении. Организация, оспаривая данное предписание в суде, в судебном процессе заявила о пропуске работником сроков, предусмотренных ч. 1 ст. 392 ТК РФ. Обоснованна ли позиция организации?

Ответ: В случае если работник, уволенный по сокращению численности или штата работников организации, за пределами месячного срока с даты увольнения обратился с жалобой о незаконном увольнении в государственную инспекцию труда, которая направила в организацию предписание об отмене приказа об увольнении, то организация при оспаривании в суде данного предписания вправе заявить о применении последствий пропуска работником срока, установленного ч. 1 ст. 392 Трудового кодекса РФ. Вопрос о применении последствий решается судом в каждом конкретном случае исходя из уважительности причин пропуска работником данного срока.

Обоснование: Пунктом 4 ч. 1 ст. 77 ТК РФ определено, что одним из оснований прекращения трудового договора является расторжение трудового договора по инициативе работодателя (ст. ст. 71 и 81 ТК РФ).

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

Таким образом, работодатель вправе уволить работника по своей инициативе в случае сокращения численности или штата.

В соответствии с абз. 2 ст. 356 ТК РФ федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Абзацем 6 ч. 1 ст. 357 ТК РФ установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

Из содержания ч. 2 ст. 357 ТК РФ следует, что государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.

Таким образом, в случае направления работником жалобы в государственную инспекцию труда относительно незаконности его увольнения в связи с сокращением численности или штата государственная инспекция труда вправе, в случае выявления нарушений положений трудового законодательства со стороны работодателя, вынести предписание, обязательное для работодателя, о восстановлении нарушенных прав работника.

Необходимо отметить, что согласно ст. 361 ТК РФ решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, Главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в суд. Решения Главного государственного инспектора труда Российской Федерации могут быть обжалованы в суд.

Таким образом, организация вправе оспорить в судебном порядке предписание государственной инспекции труда.

Согласно ч. 1 ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" указал, что заявление работника о восстановлении на работе подается в районный суд в месячный срок со дня вручения ему копии приказа об увольнении или со дня выдачи трудовой книжки либо со дня, когда работник отказался от получения приказа об увольнении или трудовой книжки, а о разрешении иного индивидуального трудового спора - в трехмесячный срок со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права (ч. 1 ст. 392 ТК РФ, ст. 24 Гражданского процессуального кодекса РФ).

Таким образом, работник вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении его на работе в течение одного месяца с момента вручения ему копии приказа об увольнении или трудовой книжки.

Как указал Верховный Суд РФ в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2011 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 01.06.2011, в случае возбуждения в суде дела об оспаривании предписания об отмене приказа об увольнении работника за пределами указанного срока работодатель вправе заявить о применении последствий пропуска работником срока, установленного ч. 1 ст. 392 ТК РФ. Данный вопрос решается судом в каждом конкретном случае исходя из уважительности причин пропуска работником этого срока.

Е. А.Башарин

Юридическая компания "Юново"

30.12.2011