Организация осуществляет продажу пиццы с ее доставкой клиентам. Указанная деятельность осуществляется путем размещения клиентами заказа на определенный вид пиццы по телефону или через интернет-сайт организации. Пицца закупается у сторонней организации в уже готовом виде, после получения заказа организацией осуществляется лишь разогрев пиццы, после чего происходит ее доставка. Стоимость услуги по доставке входит в стоимость пиццы. Правомерно ли применение указанной организацией ЕНВД?

Ответ: Если организация осуществляет продажу пиццы с ее доставкой клиентам, указанная деятельность осуществляется путем размещения клиентами заказа по телефону или через интернет-сайт, при этом пицца закупается у сторонней организации в уже готовом виде, организацией осуществляется лишь разогрев пиццы и после чего происходит ее доставка, стоимость которой входит в стоимость пиццы, то, по мнению Минфина России, организация не имеет права на применение системы налогообложения в виде ЕНВД.

Обоснование: Нормами п. 1 ст. 346.26 Налогового кодекса РФ установлено, что система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается НК РФ, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и применяется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством РФ о налогах и сборах.

Следовательно, ЕНВД может начисляться на те виды деятельности, по отношению к которым применим данный налог в соответствии с нормативными актами органом местного самоуправления.

В силу норм ст. 346.28 НК РФ налогоплательщиками являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в которых введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом.

Исходя из норм абз. 19 ст. 346.27 НК РФ услуги общественного питания - услуги по изготовлению кулинарной продукции и (или) кондитерских изделий, созданию условий для потребления и (или) реализации готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также по проведению досуга. К услугам общественного питания не относятся услуги по производству и реализации подакцизных товаров, указанных в пп. 3 и 4 п. 1 ст. 181 НК РФ.

Основываясь на нормах пп. 7 п. 2 ст. 346.26 НК РФ, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети.

Пунктом 2 ст. 346.29 НК РФ установлено, что налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.

По смыслу данной нормы для исчисления налоговой базы по ЕНВД применяется вмененный доход, соответственно, наличие реального дохода для начисления ЕНВД не имеет значения.

Нормами п. 3 Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 N 1036, установлено, что услуги общественного питания оказываются в ресторанах, кафе, барах, столовых, закусочных и других местах общественного питания, типы которых, а для ресторанов и баров также их классы (люкс, высший, первый) определяются исполнителем в соответствии с государственным стандартом.

Пунктом 2 ГОСТ Р 50647-94 "Общественное питание. Термины и определения" (утв. Постановлением Госстандарта России от 21.02.1994 N 35) определено, что предприятие общественного питания - предприятие, предназначенное для производства кулинарной продукции, мучных кондитерских и булочных изделий, их реализации и (или) организации потребления.

Минфин России считает, что если реализуемые продукты питания реализуются без потребления на месте, то данная деятельность не относится к сфере общественного питания. Кроме того, к розничной торговле не относится реализация продукции собственного производства (изготовления). Указанная позиция отражена в Письме Минфина России от 01.07.2009 N 03-11-09/233.

Также Минфин России считает, что предпринимательская деятельность, связанная с реализацией через телефонную сеть с условием бесплатной доставки данного товара на дом покупателям и без использования для этих целей стационарного объекта торговли, не может быть признана в целях применения гл. 26.3 НК РФ розничной торговлей и не подлежит переводу на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (Письмо Минфина России от 13.09.2010 N 03-11-11/239).

В Письме Минфина России от 10.04.2008 N 03-11-04/3/186 содержится вывод, что, поскольку реализация товара (воды) по договору розничной купли-продажи производится на дому у покупателя, а не в объекте торговой сети, в целях гл. 26.3 НК РФ данный вид предпринимательской деятельности относится к реализации товаров по образцам и каталогам вне стационарной торговой сети. Следовательно, согласно ст. 346.26 НК РФ указанная продажа товаров (воды) не подпадает под систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, а подлежит налогообложению в соответствии с иными режимами налогообложения.

Исходя из позиции Минфина России можно сделать вывод, что указанный вид деятельности не является деятельностью по предоставлению услуг общественного питания и данная деятельность не подпадает под определение розничной торговли, в связи с чем в данном случае ЕНВД не подлежит применению, а налогообложение производится в соответствии с иными режимами налогообложения. Однако противоположную позицию налогоплательщик вправе оспорить в суде.

А. Ю.Рахаев

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

29.12.2011