При проведении мероприятий налогового контроля в соответствии со ст. ст. 88, 93, 93.1, 165 НК РФ ОАО и его дочерние организации обязаны представлять копии необходимых документов
Правомерно ли по требованию налогового органа или по согласованию с ним представить копии документов в электронном формате, в виде сканированных копий документов на электронных носителях информации, в случае большого объема документов?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 28 декабря 2011 г. N 03-02-07/1-443
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о представлении документов в налоговый орган ОАО и дочерними компаниями и сообщает следующее.
В соответствии со ст. 93 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) требование о представлении документов может быть передано должностным лицом налогового органа руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Истребуемые документы могут быть представлены проверяемым лицом в налоговый орган следующими способами:
лично или через представителя;
направлены по почте заказным письмом;
переданы в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Документы, истребуемые налоговым органом в порядке ст. 93.1 Кодекса, представляются с учетом положений, предусмотренных п. 2 ст. 93 Кодекса, то есть также могут быть представлены в налоговый орган лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Истребуемые документы могут быть представлены на бумажном носителе или в электронном виде. Статьей 93 Кодекса не регулируется вопрос представления истребуемых документов на электронных носителях.
Отношения в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий регулирует Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи".
В соответствии с ч. 1 ст. 6 указанного Федерального закона информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.
По мнению Департамента, налогоплательщик по согласованию с налоговым органом при проведении мероприятий налогового контроля в соответствии со ст. ст. 88, 93, 93.1, 165 Кодекса может представить лично или через представителя копии документов в виде сканированных копий - документа, полностью воспроизводящего информацию подлинного документа, заверенную электронной цифровой подписью (усиленной квалифицированной электронной подписью).
Направление истребуемых документов в электронном виде допускается путем передачи документов на электронных носителях информации или по телекоммуникационным каналам связи при обязательном использовании сертифицированных средств электронной цифровой подписи (усиленная квалифицированная электронная подпись), позволяющих идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации, содержащейся в указанных документах.
Сертификаты ключей подписи выдаются организациями, которые выпускают сертификаты ключей подписи для использования их в информационных системах общего пользования в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" и являются удостоверяющими центрами, входящими в сеть доверенных удостоверяющих центров Федеральной налоговой службы.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С. В.РАЗГУЛИН
28.12.2011