Об отсутствии оснований для применения п. 1 ст. 54 НК РФ в отношении налоговой базы по НДС при возврате заявителю денежных средств за объем невостребованной присоединенной мощности, ранее уплаченных заявителем по договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 28 декабря 2011 г. N 03-07-11/355

В связи с письмом по вопросу применения п. 1 ст. 54 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении налоговой базы по налогу на добавленную стоимость при возврате заявителю денежных средств за объем невостребованной присоединенной мощности, ранее уплаченных заявителем по договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом ст. 149 Кодекса установлен перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения). В данный перечень работы (услуги) по технологическому присоединению к электрическим сетям не включены. Поэтому плата за технологическое присоединение к электрическим сетям включается в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.

В соответствии с п. 44 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила), заявители, указанные в данном пункте Правил, внесшие плату за технологическое присоединение к электрическим сетям в полном объеме, вправе направить сетевой организации, к электрическим сетям которой присоединены энергопринимающие устройства, в течение 5 лет с даты фактического присоединения указанных устройств требование о возврате денежных средств, ранее уплаченных такими заявителями по договору, за объем невостребованной присоединенной мощности в отношении энергопринимающих устройств такого заявителя.

В соответствии с п. 49 Правил сетевая организация обязана перечислить сумму ранее уплаченных заявителем по договору денежных средств (без учета налогов) за объем невостребованной присоединенной мощности.

Согласно п. 1 ст. 54 Кодекса налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода. При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения). Налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога.

Учитывая изложенное и принимая во внимание, что возврат заявителю вышеуказанных денежных средств в порядке, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, не связан с обнаружением ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы по налогу на добавленную стоимость, такой возврат не является основанием для применения положений п. 1 ст. 54 Кодекса в отношении налоговой базы по данному налогу, исчисленной в порядке, установленном Кодексом, то есть перерасчет налоговой базы по этому налогу в данном случае не осуществляется.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России N 03-02-07/2-138 от 07.08.2007 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Н. А.КОМОВА

28.12.2011