О порядке определения суммовых критериев отнесения сделок к контролируемым в соответствии со ст. 105.14 НК РФ, а также о порядке определения цены товара (работы, услуги), учитывая положения п. 12 ст. 105.3 НК РФ
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 26 декабря 2011 г. N 03-01-07/05-18
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу о порядке определения суммовых критериев отнесения сделок к контролируемым в соответствии со ст. 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), а также применения п. 3 ст. 105.3 Кодекса и сообщает следующее.
1. Статьей 105.14 Кодекса установлены условия признания сделок контролируемыми. При этом в отдельных случаях сделки признаются контролируемыми при превышении определенного финансового критерия взаимоотношения между контрагентами - "суммы доходов по сделкам между указанными лицами".
Согласно п. 9 ст. 105.14 Кодекса сумма доходов по сделкам за календарный год определяется путем сложения сумм полученных доходов по таким сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год с учетом порядка признания доходов, установленного гл. 25 Кодекса.
Учитывая изложенное, полагаем, что при расчете суммы доходов по сделкам, совершенным за календарный год, следует суммировать доходы, полученные сторонами по этим сделкам (вне зависимости от предмета контролируемой сделки).
2. Согласно п. 12 ст. 105.3 Кодекса в случае, если главами части второй Кодекса, регулирующими вопросы исчисления и уплаты отдельных налогов, определены иные правила определения цены товара (работы, услуги) для целей налогообложения, то применяются правила части второй Кодекса. В частности, иные правила определения цены установлены в отношении сделок с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок.
Вместе с тем ст. 269 Кодекса не содержит правил определения цены товара (работы, услуги), а лишь устанавливает особенности отнесения процентов по долговым обязательствам к расходам. В связи с этим при осуществлении сделок между взаимозависимыми лицами, предусматривающих получение доходов и (или) осуществление расходов в виде процентов по долговым обязательствам любого вида, сопоставление коммерческих (финансовых) условий таких сделок и их результатов с коммерческими (финансовыми) условиями сделок между независимыми лицами необходимо осуществлять в том числе на основании положений разд. V.1 Кодекса.
Следует также отметить, что применение иных правил для определения цен сделок, установленных частью второй Кодекса, не означает, что на данные сделки не распространяются иные положения разд. V.1 Кодекса, например, положения ст. ст. 105.15 "Подготовка и предоставление документации в целях налогового контроля" и 105.16 "Уведомление о контролируемых сделках" Кодекса.
Мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И. В.ТРУНИН
26.12.2011