Строительная организация и орган власти субъекта РФ заключили государственный контракт сроком на два года на выполнение работ по договору подряда. Через полтора года стороны повысили цену договора, так как стоимость работ превысила смету на 13% в связи с повышением уровня инфляции

Вправе ли стороны изменять цену государственного контракта?

Ответ: В случае удорожания стоимости строительных работ не менее чем на 10% организация вправе требовать пересмотра сметной стоимости подрядных работ по государственному контракту, но указанную позицию и факт увеличения стоимости работ придется доказывать в суде.

Обоснование: В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.

В силу положений ч. 4.1 ст. 9 Закона N 94-ФЗ цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев заключения контракта на основании п. 2.1 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ, а также случаев, установленных ч. 4.2, 6, 6.2 - 6.4 ст. 9 Закона N 94-ФЗ. Оплата поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг осуществляется по цене, установленной контрактом, за исключением случаев заключения контракта на энергосервис на основании ст. 56.1 Закона N 94-ФЗ. Цена контракта может быть снижена по соглашению сторон без изменения предусмотренных контрактом количества товаров, объема работ, услуг и иных условий исполнения контракта.

На основании п. 1 ст. 763 Гражданского кодекса РФ подрядные строительные работы, проектные и изыскательские работы, предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.

В силу положений ст. 768 ГК РФ к отношениям по государственным или муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной ГК РФ, применяется закон о подрядах для государственных или муниципальных нужд.

Как указано в п. 2 ст. 702 ГК РФ, к отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные параграфом 1 гл. 37 ГК РФ, применяются, если иное не установлено правилами ГК РФ об этих видах договоров.

В соответствии с п. 3 ст. 744 ГК РФ подрядчик вправе требовать в соответствии со ст. 450 ГК РФ пересмотра сметы, если по независящим от него причинам стоимость работ превысила смету не менее чем на 10%.

ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 11.01.2009 N Ф08-7936/2008 указал на наличие права у подрядчика требовать пересмотра сметной стоимости строительных работ по государственному (муниципальному) контракту в связи с удорожанием стоимости работ более чем на 10%, а также что к обязательствам сторон по выполнению подрядных работ для государственных нужд подлежат применению только те нормы специального закона (в данном случае - Закона N 94-ФЗ), которые не урегулированы положениями ГК РФ.

Однако чиновники Минэкономразвития России в Письме от 04.12.2008 N Д05-5503 считают: для того чтобы начальная (максимальная) цена контракта, указываемая в конкурсной документации, документации об аукционе, соответствовала рыночному уровню цены на закупаемую продукцию в месте ее предполагаемой поставки, при расчете начальной цены должны учитываться все факторы, влияющие на цену, такие как: конъюнктура рынка, условия и сроки поставки и платежей, наличие сопутствующих услуг, обязательства сторон по контракту и другие поправки, а также риски, связанные с повышением уровня цен. В этих целях заказчик вправе ориентироваться на показатели прогнозного индекса дефлятора, публикуемого Минэкономразвития России либо другими источниками информации, заслуживающими доверия. Таким образом, изменение цены государственного или муниципального контракта в связи с инфляцией не допускается. Инфляционные риски при контрактах с твердой ценой относятся к коммерческим рискам подрядчика, которые он должен предусмотреть в цене заявки на участие в конкурсе. Данные риски не могут быть компенсированы за счет средств государственного бюджета. Аналогичная точка зрения содержится в Письме Минэкономразвития России от 10.11.2009 N Д22-1256.

Сторонам следует иметь в виду, что позиции суда и Минэкономразвития России различны относительно данного вопроса. Если Минэкономразвития России указывает на то, что в случае возникновения вопроса об изменении цены стороны должны руководствоваться положениями Закона N 94-ФЗ, который устанавливает запрет на изменение цены государственного контракта, то суды, руководствуясь ГК РФ, указывают на возможность изменения цены государственного контракта, в случае если стоимость работ превысила смету более чем на 10%, так как положения Закона N 94-ФЗ являются специальными нормами права и применяются в случаях, не урегулированных ГК РФ. Таким образом, при увеличении стоимости строительных работ не менее чем на 10% организация вправе требовать пересмотра сметной стоимости подрядных работ по государственному контракту, но указанную позицию и факт увеличения стоимости работ придется доказывать в суде.

Ю. М.Лермонтов

Советник государственной

гражданской службы РФ

3 класса

26.12.2011