15.12.2010 ООО заключило договор с Министерством экономики субъекта РФ на финансирование проекта "Открытие торговой точки и организация передвижной торговли по розничной продаже хозтоваров". ООО создало 5 рабочих мест

Министерство перечислило на счет ООО субсидию в сумме 300 000 руб. Денежные средства получены 27.12.2010.

ООО приобрело автомобиль и бывшее в употреблении торговое оборудование. Денежные средства за приобретенное имущество переданы по актам.

По договору с Министерством бюджетные средства можно было использовать до 31.12.2011 в соответствии со сметой расходов.

ООО применяет систему налогообложения в виде ЕНВД.

После получения уведомления из налогового органа ООО отправило декларацию электронной почтой 09.06.2011, в которой указало доходы в сумме 300 000 руб. и расходы по актам в сумме 300 000 руб. (остаток нулевой).

В сентябре 2011 г. налоговый орган потребовал в отношении субсидии уплатить налог на прибыль и начислил штраф.

Учитывая разъяснения, данные в Письмах Минфина России от 27.07.2010 N 03-11-09/65 и от 23.09.2010 N 03-11-11/250, следует ли ООО, применяющему систему налогообложения в виде ЕНВД, платить налог на прибыль в отношении субсидии, полученной на создание (открытие) собственного дела?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 26 декабря 2011 г. N 03-11-11/324

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу о порядке налогообложения субсидии, полученной на создание (открытие) собственного дела налогоплательщиками, применяющими систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, и на основании информации, изложенной в обращении, сообщает следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается Кодексом, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и применяется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно п. 4 указанной статьи Кодекса уплата единого налога на вмененный доход организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), а индивидуальными предпринимателями - от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом).

На основании п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Таким образом, полученные из бюджета бюджетные ассигнования в виде субсидий на возмещение недополученных доходов в связи с реализацией товаров, выполнением работ или оказанием услуг по ценам, регулируемым государственными или муниципальными органами власти, осуществляемыми в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход, облагаться налогами в рамках иных режимов налогообложения не должны.

В то же время субсидии, выделяемые из бюджетов разного уровня налогоплательщикам единого налога на вмененный доход на цели, не связанные с возмещением недополученных доходов в связи с реализацией товаров, выполнением работ или оказанием услуг по ценам, регулируемым государственными или муниципальными органами власти, не признаются доходом, полученным от осуществления видов предпринимательской деятельности, переведенных на уплату единого налога на вмененный доход. Данные суммы выплат подлежат налогообложению в общеустановленном порядке либо в порядке и на условиях, предусмотренных гл. 26.1 и 26.2 Кодекса.

В этой связи денежные средства в виде субсидий, полученные организациями и индивидуальными предпринимателями при реализации Программы по развитию малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации и направленные на цели, не связанные с возмещением недополученных доходов в связи с реализацией товаров, выполнением работ или оказанием услуг по ценам, регулируемым государственными или муниципальными органами власти, не признаются доходом, полученным от осуществления видов предпринимательской деятельности, переведенных на уплату единого на вмененный доход.

Поэтому данные суммы подлежат налогообложению у организаций, переведенных на уплату единого налога на вмененный доход, налогом на прибыль организаций, а у индивидуальных предпринимателей, переведенных на уплату единого налога на вмененный доход, - налогом на доходы физических лиц в порядке, определенном гл. 23 и 25 Кодекса.

Учитывая изложенное, денежные средства в виде субсидии, полученные организацией в 2010 г. в рамках Программы по развитию малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации в целях приобретения основных средств (автомобиля и торгового оборудования), не связаны с возмещением затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг по ценам, регулируемым государственными или муниципальными органами власти, а также не могут быть отнесены к доходам, полученным в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, облагаемой в рамках системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Поэтому указанные суммы выплат подлежат налогообложению налогом на прибыль организаций.

Вместе с тем полагаем необходимым отметить, что упомянутые в запросе Письма Минфина России содержат разъяснения по конкретным вопросам, заданным налогоплательщиками.

В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента носит информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С. В.РАЗГУЛИН

26.12.2011