Правовые проблемы регулирования малого и среднего бизнеса в России на современном этапе

(Ляшевич И. А.) ("Журнал российского права", 2006, N 5) Текст документа

ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

И. А. ЛЯШЕВИЧ

Ляшевич Игорь Александрович - декан юридического факультета Тверского филиала Московского гуманитарно-экономического института, кандидат военных наук.

Минувший год был объявлен годом малого бизнеса в России, и поэтому исследование правовых вопросов деятельности субъектов малого бизнеса представляется весьма актуальным и с этой точки зрения. В исследовании проблемы имеют значение следующие аспекты: общие вопросы; экономический фактор малого и среднего бизнеса; социальный фактор малого и среднего бизнеса; правовой фактор малого и среднего бизнеса.

Общие вопросы

С момента принятия Постановления Совета Министров СССР от 8 августа 1990 г. N 790 "О мерах по созданию и развитию малых предприятий" в обиход вошли понятия "малое предприятие", "предприятия малого и среднего бизнеса", "малые и средние предприятия", "малый бизнес как сектор экономики", "малые формы хозяйствования" и другие. Определенная и большая часть этих понятий, как отмечает ряд авторов <*>, не только не содержит в себе каких-либо смысловых противоречий с точки зрения чистоты русского языка, но и имеет аналоги в деловом английском, немецком, французском и других языках. Это принципиально важно при интеграции России в мировую экономику через единство правовых понятий, явлений и процессов. Вместе с тем с чьей-то "легкой руки" в профессиональной лексике специалистов, в нормативных источниках появляются позаимствованные из диссертационных работ "неологизмы", такие как "малый предприниматель" и "малая экономика". Прочно утвердившийся термин "малое предпринимательство" подвергается авторами вышеназванных работ и нами сомнению в отношении адекватности своего использования, тем более что его применение началось только в России и с России. -------------------------------- <*> См.: Ичитовкин Б. Н. Малые формы хозяйствования. М.: Экономика, 1991; Колесников А., Колесникова Л. Малый и средний бизнес: эволюция понятий и проблема определений // Вопросы экономики. 1996. N 7. С. 46 - 58.

Предпринимательство - многогранная и интегральная сфера человеческой деятельности, граничащая в своих проявлениях с искусством, наукой, спортом, игрой... Существуют "большое искусство" и просто "искусство", но нет "малого искусства", так как это уже не искусство, а художественная самодеятельность. Существует "большой спорт" и просто "спорт", но нет "малого спорта" - это уже физкультура. Есть "большие ученые" и просто "ученые", но нет малых ученых, тогда это только члены кружков юного творчества. Соответственно, как нам кажется, неправомерно говорить о "малом предпринимательстве" и "малых предпринимателях", поскольку понятия "предпринимательство" и "малый бизнес" взаимосвязанные, но не эквивалентные. Владелец малого предприятия (малого бизнеса) является предпринимателем, но не всякое предпринимательство является малым бизнесом. С точки зрения деловой международной терминологии понятие "малое предпринимательство" также не имеет аналогов и является, по всей видимости, сугубо отечественным вариантом перевода английского термина "small business" <*>. -------------------------------- <*> См.: Колесников А., Колесникова Л. Указ. соч. С. 47.

Вместе с тем с точки зрения юриспруденции закрепленное в нормативном акте понятие становится понятием нормативным, несмотря на свою неоднозначность в лексике русского языка. Поэтому в дальнейшем нами используются именно термины "малый бизнес", "малый и средний бизнес" и "малое предприятие", за исключением тех случаев, когда делается прямая ссылка на нормативный акт или цитируется источник, использующий другую лексическую конструкцию.

Экономический фактор малого и среднего бизнеса

Понимание роли малого бизнеса требует ясного представления о том, какое место он занимает в национальной экономике и каковы его отличительные особенности <*>. -------------------------------- <*> См.: Малый бизнес в России: оценка ситуации // Общество и экономика. 1996. N 9-10. С. 91 - 111.

Крупный бизнес в основном определяет экономическую и техническую мощь страны. Он тяготеет к интеграции, поглощая и контролируя более мелких партнеров; интегрируясь в международные структуры, частично теряет свою независимость, подпадая под более сильные транснациональные структуры. Средний бизнес в большей мере зависит в своей деятельности от внутренней экономической конъюнктуры и вынужден конкурировать внутри своей группы, а также с крупными отечественными и иностранными компаниями. Это определяет заинтересованность предпринимателя, ведущего средний бизнес, в защите себя на внутреннем рынке путем проведения со стороны государства протекционистской политики и формирования определенных правил рыночных отношений. Следовательно, средний бизнес, в отличие от крупного, более тесно связан с национальными интересами. Малый бизнес представляет собой самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень развития страны. По своему уровню жизни и социальному положению эти собственники принадлежат к большинству населения, одновременно являясь как непосредственно производителями, так и потребителями широкого спектра товаров, работ и услуг. В секторе малого бизнеса создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые служат питательной средой для крупного и среднего бизнеса. Важнейшей особенностью малого бизнеса является способность к ускоренному освоению инвестиций, высокая оборачиваемость оборотных средств, активная инновационная деятельность. Вместе с тем ему свойственны относительно низкая доходность, высокая интенсивность труда, сложности с внедрением новых технологий, ограниченность собственных ресурсов и повышенный риск в острой конкурентной борьбе. Специалисты отмечают, что лишь малые фирмы готовы использовать любую возможность для бизнеса, остальные фирмы в этом очень разборчивы. Так, средние фирмы берутся за производство только там, где сформировались особые и при этом достаточно долговременные потребности <*>. -------------------------------- <*> См.: Брциева И. Малое предпринимательство как экономическая категория // Общество и экономика. 1999. N 9. С. 148 - 159.

Ряд авторов <*> отмечает отличие российского малого и среднего бизнеса от зарубежного аналога. Это: -------------------------------- <*> См.: Малый бизнес в России: оценка ситуации // Общество и экономика. 1996. N 9-10. С. 91 - 111; N 11-12. С. 35 - 67.

- совмещение в рамках одного малого предприятия нескольких видов деятельности; - стремление к максимальной самостоятельности (обособленности); - общий низкий технический уровень и низкая техническая оснащенность в сочетании со значительным инновационным потенциалом; - низкий управленческий уровень, недостаток знаний, опыта и культуры рыночных отношений; - высокая степень приспосабливаемости к внешним условиям хозяйствования; - неразвитость самоорганизации и системы поддержки малого бизнеса; - работа в условиях отсутствия полной и достоверной информации о состоянии и конъюнктуре рынка; - неразвитость системы информационных, консультационных и обучающих услуг. К сожалению, проблемы развития малого бизнеса, как и самого бизнеса в целом, стары. Важнейшими из них в 1992 г. были: - отсутствие стабильной взвешенной политики по отношению к малым предприятиям; - высокие налоги, возрастающая арендная плата за помещения, отсутствие фондового капитала; а в 1996 - 1998 гг. отсутствие: - государственной концепции развития малого бизнеса и системного подхода к решению его проблем; - отсутствие механизмов поддержки товаропроизводителей, связанных с обеспечением льгот (преимуществ) при финансировании, кредитовании и налогообложении малого бизнеса; - слабая правовая защищенность в условиях "дикого капитализма"; - коррупция в чиновничьей среде <*>. -------------------------------- <*> См.: Малый бизнес в России: оценка ситуации // Общество и экономика. 1996. N 9-10. С. 110; Бабаева Л. В., Чирикова А. Е. "Очередные меры" и внеочередные перемены // ЭКО. 1996. N 7. С. 161 - 173; Блинов А. Малое предпринимательство и большая политика // Вопросы экономики. 1996. N 7. С. 39.

В 1996 г. отмечалось, что в России преобладал чисто прикладной, фискальный подход к определению целей и задач государственной политики в отношении предпринимательства, который обусловлен таким же утилитарным пониманием места и значения предпринимательского сектора в экономике. Некоторые авторы отмечали, что в "формирующейся государственно-монополистической хозяйственной системе малые предприятия представляли собой инородное тело. Их существование допускалось в основном для заполнения ниш, непривлекательных для крупного капитала, установления финансовой зависимости или интегрирования в структуру крупного капитала для выполнения наиболее тяжелых, трудоемких и наименее выгодных операций" <*>. -------------------------------- <*> Малый бизнес в России: оценка ситуации // Общество и экономика. 1996. N 9-10. С. 105.

К 1997 г. в научной литературе и в публичной полемике начинает высказываться мысль о том, что поддержка малого бизнеса должна осуществляться, главным образом, на региональном и местном уровнях <*>. Мысль сама по себе бесспорная, но ее авторы не учитывали и не учитывают тот факт, что субъекты Российской Федерации существенно отличаются друг от друга по уровню развития. Большинство из них дотационны <**>. -------------------------------- <*> См.: Виленский А. В., Домнина И. Н., Маевская Л. И. Государственная поддержка малого предпринимательства в России // Проблемы прогнозирования. 1995. N 2. С. 43 - 56. <**> См.: Пискотин М. Малое предпринимательство как зеркало реформ // Российская Федерация сегодня. 1997. N 2. С. 46 - 48.

В 2001 - 2003 гг. специалисты стали говорить не только об отсутствии концепции развития малого бизнеса, но и о необходимости ее увязки или координации с государственной концепцией развития рыночных отношений в стране <*>. В дополнение к проблеме коррупции добавилась проблема преодоления так называемых административных барьеров, под которыми понимаются специфические трудности развития бизнеса, обусловленные несовершенством государственного регулирования и контроля либо сознательным ущемлением интересов малого бизнеса со стороны государственных органов и отдельных чиновников <**>. Справедливости ради стоит сказать, что она тоже не нова, и с 1995 по 1998 гг. эта проблема носила название "административных препятствий". -------------------------------- <*> См.: Газгиреева Ф. Р. Эволюция российского малого бизнеса // Финансовый бизнес. 2003. Сентябрь - октябрь. С. 22 - 32. <**> См.: Маликов Р. О преодолении административных барьеров в развитии российского предпринимательства // Общество и экономика. 2003. С. 102 - 118.

Еще одной принципиальной проблемой, сдерживающей развитие не только малого и среднего бизнеса, но и экономики в целом, стала проблема снижения покупательского спроса населения и свертывания внутреннего потребительского рынка, причиной которого стала увеличившаяся бедность <*>, или пауперизация страны. Для объективности нужно отметить, что эта проблема тоже не появилась внезапно - о ее приближении предупреждали специалисты еще в 1995 г. <**>. -------------------------------- <*> См.: Газгиреева Ф. Р. Указ. соч. С. 30. <**> См.: Брагина Е. А. Малый бизнес. Состояние и проблемы // Свободная мысль. 1995. N 11. С. 86 - 94.

Социальный фактор малого и среднего бизнеса

Развитие малого и среднего бизнеса в России не должно быть самоцелью. Государство, являясь социальным <*>, в первую очередь должно определить, что оно хочет от малого и среднего бизнеса и зачем он вообще нужен в социальном плане. Думается, что ответ должен быть очевиден - для борьбы с бедностью <**>. -------------------------------- <*> См.: Статья 7 Конституции Российской Федерации. М.: Юридическая литература, 1993. <**> См.: Орлов А. Перспективы развития малого предпринимательства в России // Вопросы экономики. 2002. С. 119 - 126.

Однако высокая социальная значимость малого бизнеса начинает проявляться лишь при условии, когда предприятия этой сферы создают определенные объемы продукции, влияющие на основные социально-экономические показатели региона. Соответственно, поддержка со стороны государства становится эффективной по двум направлениям: - доведение объемов выпуска на этих предприятиях до социально значимых величин; - оказание поддержки уже сформировавшемуся сектору малого бизнеса для повышения степени его зрелости и самоорганизации. Специалисты отмечают, что наиболее значимыми эффектами функционирования малых предприятий во всех регионах являются прирост рабочих мест и поступления в бюджеты <*>. Известны две стороны малого бизнеса в обеспечении занятости. Первая сторона - это создание рабочих мест для наемных работников. Вторая сторона - личное участие предпринимателя в процессе труда на малом предприятии (самозанятость) <**>. -------------------------------- <*> См.: Орлов А. Указ. соч. С. 135. <**> См.: Иванова Л. Н. Занятость в сфере малого предпринимательства // Общество и экономика. 1997. N 7-8. С. 138 - 145.

Если, по данным периодических источников <*>, в США малые предприятия подразделяются на: 1) непосредственно предпринимательские, то есть ориентированные на поиск и использование новых возможностей и существование которых связано с высоким уровнем риска; 2) так называемые фирмы "уровня жизни", обеспечивающие систематический и стабильный доход самозанятому населению, то в России из фирм "выжимается" все для получения прибыли <**>. Так, в России в 2002 г. специалисты отмечали "огромные масштабы скрытой самозанятости и теневой экономики, что свидетельствует о низкой эффективности государственного регулирования малого бизнеса и... политики занятости" <***>. -------------------------------- <*> См.: Кочетков Г. Б. Предпринимательство как фактор развития // США. Канада. Экономика. Политика. Культура. 2003. N 6. С. 46 - 65. <**> См.: Ершова М. Я., Ершов С. Ю. Так ли хорош малый бизнес? // ЭКО. 2003. N 5. С. 3 - 19. <***> Котляр С. Развитие малого бизнеса в контексте регулирования рынка труда // Человек и труд. 2002. N 3. С. 50.

По данным экспертов, к работе в секторе малого бизнеса дополнительно привлекается на условиях неполного рабочего дня значительное количество работников, которые составляют около 80% от официальной штатной численности <*>. -------------------------------- <*> См.: Малый бизнес в России: оценка ситуации // Общество и экономика. 1996. N 11-12. С. 40.

Вместе с тем в малом бизнесе нередко используется труд уязвимых групп населения (женщин, учащихся, инвалидов, пенсионеров, беженцев и др.), которые не могут найти себе применение на крупных предприятиях. Кроме того, малые фирмы являются своеобразным полигоном для обкатки молодых кадров, подготовки кадров для среднего и крупного бизнеса <*>. -------------------------------- <*> См.: Брциева И. Указ. соч. С. 157.

Мы с определенной уверенностью можем утверждать, что снижение ставки налога на прибыль, без увязки ее с другими изменениями ставок по другим налогам и повышением заработной платы в стране, не явилось и не явится решающим моментом в увеличении налоговых поступлений от малого бизнеса, так же как снижение ставки налога на добавленную стоимость и отмена налога с продаж не привели к общему снижению цен на товары, работы или услуги. Российский малый бизнес как был, в большей части, "бесприбыльным" в бухгалтерской и налоговой отчетности, так и останется таковым. Думается, что без одновременного законодательного увеличения минимального месячного размера оплаты труда до разумных пределов малый бизнес по-прежнему будет официально "малодоходным" для своих работников и не расстанется с практикой двойной бухгалтерии, несмотря на снижение ставки единого социального налога на 9%. Еще в 1998 г. специалисты указывали, "что официальная заработная плата одного работника малого предприятия в 1996 году (в г. Москве) была на уровне 200 тыс. рублей в месяц, в то время как этот показатель по городу в целом составлял 1 млн. руб." <*>. Практика выплаты зарплаты в конвертах как ржа разъедает правосознание населения, занятого в малом и среднем бизнесе. В среде предпринимателей и сотрудников малых фирм растет "правовой нигилизм", неверие в действенность законов, неуважение к законопослушным предпринимателям и гражданам, пренебрежение к праву вообще. Молодое поколение уже не представляет себе возможности получения на работе "социального пакета" в полном объеме, а использование труда социально незащищенных групп становится привлекательным для малого бизнеса в большей части из-за отсутствия официальной оплаты их труда. -------------------------------- <*> Рагимов С. Н. И мал золотник, и пока дорог // Финансы. 1998. N 4. С. 28.

"Бесприбыльность" малого и "низкая прибыльность" среднего бизнеса вовлекает сотрудников фирм в соучастники налоговых преступлений по сокрытию доходов и искажению бухгалтерской и налоговой отчетности фирм - для получения сотрудниками неучтенных "конвертов"; порождает круговую поруку и ведет к криминализации этого бизнеса. Труд профессионалов - юристов, аудиторов и бухгалтеров стал непрестижным, в большей части ненужным малому бизнесу, так как результаты труда не отражают существа хозяйственной деятельности субъектов малого и среднего бизнеса. Профессиональные качества специалистов используются только тогда, когда нужно сокрыть преступление или откупиться от криминального или государственного "наезда". Еще в 1995 г. специалисты обращали внимание, что реальный рост прибыли в сфере малого бизнеса в России, как минимум, на порядок выше, чем это представлено в официальных статистических справочниках и налоговой отчетности <*>. В 2000 г. отмечалось, что к теневой экономике в той или иной степени причастны 90% малых предприятий; в сфере малого бизнеса ежегодно "крутится" около 30 млрд. долл. США <**>. -------------------------------- <*> См.: Виленский А. В., Домнина И. Н., Маевская Л. И. Указ. соч. С. 45. <**> См.: Гладких Р. Б. Криминологическая характеристика преступлений, совершаемых организованными группами против субъектов малого предпринимательства // Юридический мир. 2000. Май. С. 31.

Самой заниженной на российском псевдорынке оказалась цена рабочей силы. Она в три раза ниже, чем в Польше, и в пять раз - чем в Португалии - самой бедной стране Евросоюза <*>. Если государство считает, что можно прожить на шестьсот рублей в месяц при прожиточном минимуме больше двух тысяч рублей, то для чего же платить налоги с большей суммы? Среди предпринимателей и в обществе получают распространение воровские понятия и воровской менталитет о красивой сиюминутной жизни. Не совсем законно полученные деньги не могут вкладываться на законных основаниях в развитие бизнеса. Их остается только изымать и по-купечески тратить. Понятия "предприниматель" и "вор" становятся для большинства трудоспособного населения синонимами. Нищенская заработная плата и малые доходы не позволяют большинству образованных и честных людей, потенциальным представителям среднего класса, переместиться в нишу собственников и вырваться из нищеты. -------------------------------- <*> См.: Уланов С. М. Вверх по лестнице, ведущей вниз. Заметки на полях среднесрочных прогнозов // Банковское дело. 2003. N 6. С. 18.

Справедливости ради стоит отметить, что эта проблема, как и отмеченные ранее, имеет предысторию. Еще в 1995 г. в одном из научных журналов было отмечено, что "в условиях экономической нестабильности и налогового пресса трудно ожидать скорого перерастания неформального сектора в цивилизованные формы. Полученный таким путем капитал не инвестируется в производство. Расходуется на престижное потребление, вывозится за границу - поведение, репрезентативное для социальных слоев, руководствующихся девизом "Мы хотим сегодня, мы хотим сейчас" <*>. -------------------------------- <*> Брагина Е. А. Указ. соч. С. 93.

Правовой фактор малого и среднего бизнеса

Российское законодательство не имеет единого методологического подхода к определению малого бизнеса и "пока никак не определяет понятие среднего бизнеса" <*>. Федеральный закон N 88-ФЗ устанавливает численные показатели и критерии по числу работающих в хозяйственных обществах по отраслям (сферам деятельности) и по доле участников (собственников) предприятия в уставном капитале этих предприятий. Однако к настоящему времени эти критерии стали носить декларативный характер, так как с их наличием российский законодатель связывает больше вопросы упрощения бухгалтерского учета и статистической отчетности, порядок ведения и предоставления которых определен ранее принятыми законодательными актами <**>, нежели более важные льготы. -------------------------------- <*> Колесников А., Колесникова Л. Указ. соч. С. 58. <**> См.: распоряжение Правительства РФ от 9 октября 1995 г. N 1389-р "Об упрощении процедуры и форм представления субъектами малого предпринимательства государственной статистической и бухгалтерской отчетности"; Приказ Минфина РФ от 21 декабря 1998 г. N 64н "О Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства"; Постановление Госкомстата России от 9 сентября 2003 г. N 82.

На эту тему, в принципе, можно провести не одну конференцию и написать несколько диссертаций, но в качестве иллюстрации проблемы коснемся только упрощенных процедур бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности.

О статистической отчетности, на базе которой строятся государственные планы по отношению к малому бизнесу. На практике подавляющее большинство субъектов малого бизнеса вообще не представляет никакой статистической отчетности органам государственной статистики. Обязательность представления статотчетности, ее квартальная периодичность, совпадающая по сроку представления со сроками представления бухгалтерской отчетности, а также порядок ее представления в органы статистики (лично - для одногородних субъектов и по почте - для иногородних субъектов) определены Положением о порядке представления государственной статистической отчетности в РФ, утвержденным Постановлением Госкомстата РФ от 14 августа 1992 г. N 130. Пунктом 9 этого же Положения предусмотрена ответственность руководителей и иных должностных лиц, подписавших отчет, за непредставление отчетов и других данных, необходимых для проведения государственных статистических наблюдений, искажение отчетных данных или нарушение сроков представления отчетов. Норма носит отсылочный характер к Закону РФ от 13 мая 1992 г. N 2761-1 "Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности", а тот, в свою очередь, - к Кодексу РФ об административных правонарушениях. Статья 13.19 Кодекса определяет санкцию к виновным в размере от 30 до 50 минимальных размеров оплаты труда. Как следует из анализа приведенных нормативных актов, у органов статистики должны быть все необходимые данные по всем организациям, включая малые формы хозяйствования с индивидуальными предпринимателями. Ранее при предоставлении субъектам малого бизнеса специальных налоговых льгот для их получения было необходимо в соответствии со ст. 4 Федерального закона N 88-ФЗ производить регистрацию этих субъектов в уполномоченных органах исполнительной власти, в том числе и путем занесения данных в реестр, где эти реестры велись в инициативном порядке. Данные о субъектах малого бизнеса могли быть получены органами статистики непосредственно от органов по регистрации или из реестров. После нивелировки налоговых льгот путем внесения изменений в Федеральный закон в 1998 г. и в Налоговый кодекс РФ в 2002 г. целесообразность регистрации субъекта малого бизнеса для самого субъекта отпала. А как же ведется их статистический учет в такой ситуации? Поиск субъектов малого бизнеса при фактическом отсутствии полной статистической отчетности осуществляется органами статистики интуитивно, как ловля рыбы в водоеме на живца: разыскиваемый субъект придет сам - за справкой, за письмом с новыми формами кодов статистической отчетности и т. п. И уж здесь этот субъект отыщут, а может быть, и нет, и внесут в соответствующий регистр. Для формирования годовой отчетности по субъектам малого бизнеса органы статистики выберут несколько десятков субъектов - из известных им, обяжут эти субъекты подать отчеты по установленной форме, получат их, обработают и методом экстраполяции полученных результатов сформируют отчетность по всем субъектам малого бизнеса на обследуемой территории. Достоверность такого обследования с точки зрения математики вызывает сомнения. А здравый смысл позволяет высказать соображение, что: 1) "личный поход" бухгалтера в органы статистики, установленный Положением, - не самый удачный для субъектов предпринимательства вариант, побуждающий их к своевременному представлению данных, и не самый удачный для сотрудников статистических органов вариант по их обработке; 2) отсутствие массовых наказаний за нарушение закона, вероятнее всего, свидетельствует о чрезмерной загруженности сотрудников органов статистики, что могло бы явиться основанием для оценки целесообразности пересмотра общего количества показателей статистического наблюдения.

О бухгалтерском учете в малом бизнесе. Упрощенный бухгалтерский учет субъектов малого бизнеса, как отмечалось ранее, осуществляется в соответствии с Типовыми рекомендациями по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденными Приказом Минфина РФ от 21 декабря 1998 г. N 64н. Статья 5 Федерального закона N 88-ФЗ определяет, что бухгалтерский учет должен содержать информацию, необходимую для решения вопросов налогообложения. До введения гл. 25 Налогового кодекса РФ, наряду с бухгалтерским учетом, налогового учета данное положение было существенно. Теперь же всем ясно, что налоговый и бухгалтерский учет не совпадают между собой и основная задача руководителя и бухгалтера, решаемая в учетной политике, - это их максимальное сближение. Но тождества в учете быть не может. В то же время именно на основании бухгалтерского учета формируются данные налогового учета и сама налогооблагаемая база. При превышении субъектом малого бизнеса, применяющим упрощенную систему налогообложения, в результате хозяйственной деятельности критериев, установленных Налоговым кодексом (ст. 346.13), субъект должен перейти на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено превышение критериев. Общий же режим налогообложения может потребовать от бухгалтера восстановить бухгалтерский учет организации в классическом виде или придумать что-то свое в дополнение к упрощенному (простому) бухгалтерскому учету. При превышении критериев, установленных п. 8 и 22 Типовых рекомендаций, переход к классическому учету станет не только возможным, но и необходимым. Зная такой "сюрприз", бухгалтер вынужден либо вести два или как минимум полтора учета и "прогнозировать" с руководителем субъекта малого бизнеса хозяйственную деятельность в пределах непревышения критериев, либо не рисковать с классическим учетом. Думается, что профессиональные качества бухгалтера, который столкнется с такой ситуацией, должны быть весьма высоки, а его цена будет соответствовать его качеству в условиях "включенного счетчика" по пеням. Упрощение учета в такой ситуации обернется ее усложнением. А сам субъект малого бизнеса уже никак не сможет обойтись без такого специалиста, хотя именно на его отсутствие нацелены все упрощения в бухучете.

Название документа