Организация выплачивает работникам средний заработок за время прохождения военных сборов. После прохождения военных сборов организация выставляет счет воинской части, которая возмещает уплаченный работникам, проходившим сборы, средний заработок. Облагается ли средний заработок за время прохождения военных сборов страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды?
Ответ: По нашему мнению, средний заработок, сохраняемый на время прохождения военных сборов и возмещаемый воинской частью работодателю, страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды не облагается, однако работодателю, придерживающемуся указанной позиции, не избежать споров с контролирующими органами и отстаивать ее, возможно, придется в суде.
По нашему мнению, изменения в Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), утвердившие объект обложения взносами как выплаты в рамках трудовых отношений, нельзя трактовать так широко, как это осуществляет Минздравсоцразвития России в рассматриваемом Письме от 15.03.2011 N 784-19 (далее - Письмо).
Понятие трудовых отношений установлено Трудовым кодексом РФ. В рамках трудовых отношений работник выполняет трудовую функцию, соблюдая правила трудового распорядка, а работодатель оплачивает труд и обеспечивает условия труда.
На наш взгляд, средний заработок, который сохраняется за работниками, проходящими военные сборы, не признается выплатой, осуществленной в рамках трудовых отношений.
Сохранение среднего заработка, по нашему мнению, является мерой социальной защиты работника, которая сохраняет за ним доход на время исполнения военных обязанностей. Поэтому указанные выплаты не связаны с выполнением работником трудовых функций.
Считаем, что в отношении среднего заработка, выплачиваемого за время нахождения на военных сборах, страховые взносы не начисляются. Тем не менее с учетом позиции Минздравсоцразвития России данный подход может повлечь претензии контролирующих органов.
Обоснование: С 1 января 2011 г. Федеральным законом от 08.12.2010 N 339-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в ст. 7 Закона N 212-ФЗ были внесены изменения, согласно которым объект налогообложения страховыми взносами был уточнен. Так, объектом обложения страховыми взносами до 2011 г. признавались выплаты и иные вознаграждения по трудовым договорам. С 1 января 2011 г. объектом налогообложения признаются выплаты и иные вознаграждения в рамках трудовых отношений.
Понятие трудовых отношений установлено ст. 15 ТК РФ.
Трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Исходя из данной нормы трудовые отношения характеризуются следующим:
1) работник выполняет трудовую функцию (работу по должности, профессии и т. д.) и подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка;
2) работодатель платит за выполняемую работником трудовую функцию и обеспечивает условия труда.
Таким образом, понятие трудовых отношений ограничено определенными рамками и, на наш взгляд, не может применяться к любым отношениям, возникающим между обществом и лицом, с которым у общества заключен трудовой договор.
В Письме отмечено, что на суммы среднего заработка, выплачиваемого во время нахождения работника общества на военных сборах, начисляются страховые взносы в общем порядке.
На наш взгляд, по данному вопросу необходимо учитывать следующее.
Пунктом 2 ст. 5 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" установлено, что за время участия в мероприятиях по исполнению воинской обязанности по постоянному месту работы выплачивается средний заработок.
Пунктом 25 Положения о проведении военных сборов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.05.2006 N 333 "О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения исполнения воинской обязанности", установлено, что за время прохождения военных сборов выплачивается средний заработок с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда.
Понятие соответствующих начислений на фонд оплаты труда указанным Положением не конкретизировано. Начисление и уплата страховых взносов осуществляются исключительно в рамках Закона N 212-ФЗ. Поэтому наличие в Положении неоднозначной фразы - "соответствующие начисления на фонд оплаты труда", по нашему мнению, нельзя рассматривать как обязанность общества начислять страховые взносы на средний заработок работника, проходящего военные сборы.
При этом, как было отмечено в тексте вопроса, выплаченный работнику средний заработок за время прохождения военных сборов будет компенсирован за счет средств федерального бюджета в соответствии с Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (утв. Постановлением Правительства РФ 01.12.2004 N 704).
Статьей 9 Закона N 212-ФЗ прямо не предусмотрено, что средний заработок, выплаченный в связи с исполнением работником военной обязанности на военных сборах, не подлежит обложению страховыми взносами.
Вместе с тем, если выплата не признается объектом обложения страховыми взносами, исходя из ст. 7 Закона N 212-ФЗ, по нашему мнению, не имеет значения, указана ли данная выплата в ст. 9 Закона N 212-ФЗ.
На основании изложенных выше норм можно сделать следующие выводы.
Трудовые отношения возникают в рамках выполнения работником своей трудовой функции, что прямо следует из ст. 15 ТК РФ. Исполнение работником военной обязанности путем участия в военных сборах не является частью трудовых отношений. Средний заработок за время прохождения военных сборов, который будет компенсирован обществу из федерального бюджета, не подлежит обложению страховыми взносами как выплата, не осуществленная в рамках трудовых отношений.
По нашему мнению, позиция, изложенная в Письме Минздравсоцразвития России, не соответствует нормам ст. 7 Закона N 212-ФЗ и ст. 15 ТК РФ. Однако если работодатель будет придерживаться указанной позиции, то ему не избежать споров с контролирующими органами и отстаивать ее, возможно, придется в суде.
Д. П.Колесников
Юрист
ЗАО "МСАй ФДП-Аваль"
22.12.2011