О проведении выездных налоговых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 22 декабря 2011 г. N ОГ-Д05-2589

Департамент развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России совместно с ФНС России рассмотрел обращение в части действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы в связи с поступившей жалобой на чрезмерное количество проверок субъектов малого предпринимательства и сообщает.

Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс) не предусматривает выделения из общего круга налогоплательщиков субъектов малого и среднего предпринимательства, удовлетворяющих условиям Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", в связи с чем в ФНС России не ведется отдельного учета результатов контрольной работы в отношении данной категории хозяйствующих субъектов.

Вместе с тем Кодекс предусматривает возможность применения налогоплательщиками, в основном осуществляющими деятельность в сфере малого предпринимательства, специальных налоговых режимов, которые введены в действие с 1 января 2003 г. в целях реализации государственной политики, направленной на поддержку и развитие малого предпринимательства.

По информации ФНС России, за I полугодие 2011 г. налоговыми органами области проведено 60 выездных налоговых проверок организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, что составляет всего 0,2 процента от общего количества налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы на территории области.

В обращении не содержатся сведения о конкретных проверках и проверяемых налогоплательщиках, в связи с чем не представляется возможным рассмотреть по существу доводы и объективно оценить действия налогового органа.

Необходимо отметить, что в последние годы изменен подход к организации контрольной работы налоговых органов. Акцент сделан на комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика и, как следствие, отказ от тотального контроля и переход к контролю, основанному на критериях риска. В этой связи ФНС России разработана и утверждена Концепция планирования выездных налоговых проверок, предусматривающая новый подход к построению системы отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок.

Данный процесс носит открытый характер, на интернет-сайте ФНС России опубликованы Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок.

Одним из таких критериев является выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации, при этом налоговый орган оценивает риски неуплаты налогов не только по одному критерию. Планируя выездные налоговые проверки, оценивают все аспекты деятельности налогоплательщика и отбирают для проверок налогоплательщиков, которые попали одновременно в несколько зон налоговых рисков.

Директор Департамента

развития малого и среднего

предпринимательства

Н. И.ЛАРИОНОВА

22.12.2011