Единственным участником ООО принято решение об изменении адреса места нахождения на новый адрес. В этот же день ООО обратилось в уполномоченный орган с заявлением о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица в части изменения адреса места нахождения ООО, которые были зарегистрированы. Позже уполномоченным органом сделан запрос собственникам помещения, расположенного по соответствующему адресу, в целях проверки достоверности сведений ООО об адресе его места нахождения, которые указали, что данное ООО по указанному адресу не находилось и не находится, договор аренды с данным ООО не заключался, гарантийные письма не выдавались, оплата за аренду не принималась

Уполномоченный орган в лице налогового органа обратился с заявлением о признании незаконным использования в качестве адреса места нахождения постоянно действующего исполнительного органа ООО указанного адреса и обязании представить в инспекцию заявление по установленной форме для регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, связанных с адресом места нахождения единоличного исполнительного органа ООО, с приложением необходимых документов.

ООО считает неправомерными требования уполномоченного органа. Обоснованна ли позиция ООО?

Ответ: Если единственным участником ООО принято решение об изменении адреса места нахождения на новый адрес и в ЕГРЮЛ внесены соответствующие изменения, но позже уполномоченным органом сделан запрос собственникам помещения, расположенного по соответствующему адресу, в целях проверки достоверности сведений ООО об адресе его места нахождения, в ответах на запрос указано, что ООО по данному адресу не находилось и не находится, налоговый орган не вправе обращаться с заявлением о признании незаконным использования в качестве адреса места нахождения постоянно действующего исполнительного органа ООО указанного адреса и обязании представить в инспекцию заявление по установленной форме для регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, поскольку указанные действия не отнесены к правомочиям налогового органа. Соответственно, позицию ООО следует признать обоснованной, а требования уполномоченного органа неправомерными.

Обоснование: В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно п. 1 ст. 25 Закона N 129-ФЗ за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. п. 1, 3 ст. 2 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ) обществом с ограниченной ответственностью признается созданное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей в уставном капитале общества. Общество считается созданным как юридическое лицо с момента его государственной регистрации в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц.

В силу п. 2 ст. 4 Закона N 14-ФЗ местом нахождения ООО является место его регистрации.

В соответствии с пп. "в" п. 1 ст. 5 Закона N 129-ФЗ в ЕГРЮЛ указывается адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом.

Согласно п. 2 ст. 8 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

В соответствии с ч. 1 ст. 53 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в защиту публичных интересов.

В силу п. 4 ст. 18 Закона N 129-ФЗ в случае внесения изменений в сведения о юридическом лице в связи с переменой места нахождения юридического лица регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица.

В соответствии с п. 11 ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" (далее - Закон N 943-1) налоговым органам предоставляется право предъявлять в суде и арбитражном суде иски:

о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации;

о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам.

В соответствии с п. 2 ст. 25 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц.

В силу п. 4.1 ст. 9 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Как указано в п. 3 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 18.07.2003 N 14-П, норма п. 2 ст. 61 Гражданского кодекса РФ под угрозой содержащейся в ней санкции понуждает юридические лица - коммерческие организации различных организационно-правовых форм осуществлять предпринимательскую деятельность в рамках существующего правопорядка, не нарушая соответствующие предписания законодательства, и тем самым призвана обеспечить защиту прав и законных интересов других лиц.

Таким образом, законодателем прямо указаны основания для обращения в суд уполномоченными органами. Однако не указано оснований, по которым уполномоченный орган вправе обращаться в суды с требованиями о признании незаконным использования в качестве адреса места нахождения постоянно действующего исполнительного органа конкретного адреса и возложении обязанности представлять в налоговый орган заявления по установленным формам для регистрации изменений в сведения о юридическом лице. Также к правомочиям уполномоченного органа в лице налогового органа не отнесена проверка достоверности сведений, содержащихся в поданных документах.

Судебная практика придерживается аналогичной позиции по решению данного вопроса. Так, Четвертый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 07.09.2011 N А19-6901/2011 указал, что ни Налоговым кодексом РФ, ни Законом N 129-ФЗ, ни Законом N 943-1, ни иными нормативными правовыми актами налоговым органам не предоставлено право обращаться в суды с требованиями о признании незаконным использования в качестве адреса места нахождения постоянно действующего исполнительного органа конкретного адреса и возложении обязанности представлять в налоговый орган заявления по установленным формам для регистрации изменений в сведения о юридическом лице. Другие суды поддерживают вышеизложенную точку зрения (см., например, Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2011 N А19-5139/2011).

Следовательно, налоговый орган не уполномочен на обращение в суд с заявлением о признании незаконным использования в качестве адреса места нахождения постоянно действующего исполнительного органа ООО указанного адреса и обязании представить в инспекцию заявление по установленной форме для регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, связанных с адресом места нахождения единоличного исполнительного органа ООО, с приложением необходимых документов.

С. Г.Алексеева

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

22.12.2011