Уполномоченным регистрирующим органом зарегистрировано ООО-2 в качестве юридического лица, созданного путем реорганизации ООО-1 в форме выделения, в ходе которой были допущены неустранимые нарушения законодательства. В частности, решение общего собрания о реорганизации общества в форме выделения и об утверждении разделительного баланса признано недействительным

Уполномоченный орган обратился в суд с заявлением о ликвидации ООО-2 на основании наличия грубых нарушений законодательства, носящих неустранимый характер, при создании ООО.

ООО-2 считает позицию уполномоченного органа неправомерной, так как в соответствии с положениями ст. 25 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" он вправе обратиться с требованием о ликвидации лишь в случае нарушения порядка государственной регистрации, чего в данном случае допущено не было.

Обоснованна ли позиция ООО-2?

Ответ: Если уполномоченным регистрирующим органом зарегистрировано ООО-2 в качестве юридического лица, созданного путем реорганизации ООО-1 в форме выделения, в ходе которой были допущены неустранимые нарушения законодательства (решение общего собрания о реорганизации общества в форме выделения и об утверждении разделительного баланса признано недействительным), а уполномоченный орган обратился в суд с заявлением о ликвидации ООО-2 на основании наличия грубых нарушений законодательства, носящих неустранимый характер, при создании указанного ООО, то позицию ООО-2, согласно которой уполномоченный орган вправе обратиться с требованием о ликвидации лишь в случае нарушения порядка государственной регистрации, чего в данном случае допущено не было, следует признать необоснованной, так как законодатель наделяет уполномоченные органы правом на обращение в суд с заявлением о ликвидации юридического лица в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо нарушения Конституции РФ, либо иных неоднократных или грубых нарушений закона или иных правовых актов.

Обоснование: В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - государственная регистрация) - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения реорганизуемых юридических лиц.

При государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения), в регистрирующий орган представляются документы, перечисленные в ст. 14 Закона N 129-ФЗ.

В соответствии с п. 2 ст. 25 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц.

В соответствии с п. 1 ст. 57 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" общество может быть ликвидировано также по решению суда по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ.

В соответствии с п. 3 ст. 61 ГК РФ требование о ликвидации юридического лица по вышеуказанным основаниям может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.

В соответствии с п. 11 ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" (далее - Закон N 943-1) налоговые органы вправе предъявлять в суде и арбитражном суде иски о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 2 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 N 84 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации" отсутствие судебного решения о признании недействительной регистрации юридического лица не препятствует ликвидации юридического лица в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер.

Таким образом, в случае допущенных при создании юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц, государственным органом или органом местного самоуправления, налоговыми органами.

Данную точку зрения поддерживает и правоприменитель, учитывая сложившуюся судебную практику по данному вопросу. Так, ФАС Дальневосточного округа в Постановлении от 05.09.2011 N Ф03-4091/2011 указал, что признание недействительными решения общего собрания участников ООО о реорганизации путем выделения ООО 1 и об утверждении разделительного баланса свидетельствует о грубом нарушении закона, допущенном при создании общества, и носит неустранимый характер, а следовательно, в соответствии с законодательством Российской Федерации служит основанием для ликвидации юридического лица в судебном порядке. Следовательно, уполномоченные органы наделены правом на обращение в суд с заявлением о ликвидации юридического лица в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо нарушения Конституции РФ, либо иных неоднократных или грубых нарушений закона или иных правовых актов, а не только при наличии нарушений Закона N 129-ФЗ.

С. Г.Алексеева

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

22.12.2011