Корпоративное право в России и за рубежом
(Хлопотин Н. К., Чухвичев Д. В.) ("Российский судья", 2006, N 6) Текст документаКОРПОРАТИВНОЕ ПРАВО В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Н. К. ХЛОПОТИН, Д. В. ЧУХВИЧЕВ
Чухвичев Д. В., кандидат юридических наук, доцент, Московский гуманитарно-экономический институт.
В современной России корпоративное право остается неизученной и даже спорной наукой. Термин "корпорация" происходит от латинского слова "corporatio" и в дословном переводе означает "относящийся к корпорации". В свою очередь, под корпорацией принято понимать союз лиц, объединенных на основе профессиональных или сословных интересов <*>. Иными словами, корпорация является объединением лиц, имеющих общие цели и интересы, реализовать которые они могут только совместной деятельностью, созданным путем объединения усилий. То есть в самом широком смысле слова под корпорацией можно понимать практически любые сообщества и структуры, начиная от общества и государства и заканчивая коллективом студентов одной группы или участников какого-нибудь кружка. -------------------------------- <*> Современный словарь иностранных слов / Под ред. Е. И. Гришина и Л. Н. Комарова. СПб., 1994.
Опираясь на то, что под отраслью права понимается совокупность правовых институтов и норм, регулирующих отдельный вид общественных отношений, можно заключить, что корпоративное право регламентирует вопросы, связанные с созданием и деятельностью определенных организаций. Такими отношениями могут быть форма и структура корпорации, ее статус и направление работы, взаимоотношения с другими организациями, положение, права и обязанности ее членов и т. д. Очевидно, что в отношении простых, не официальных и не постоянных объединений граждан, несмотря на существование в них отдельных зафиксированных или негласных правил поведения, урегулирование подобных вопросов бессмысленно. А для таких образований, как международные организации, государство в целом, его органы, субъекты Федерации и органы местного самоуправления, существуют самостоятельные обособленные отрасли права, которые хотя и пересекаются с корпоративным, все же значительно отличаются от него. Из этого следует, что центральными субъектами корпоративного права являются разнообразные юридические лица. Понятие юридического лица несколько разнится с широким термином "корпорация", дополняя его рядом отличительных признаков. Юридические лица - это организации, основанные на объединении лиц и капиталов, обладающие имущественной обособленностью, организационным единством и самостоятельной гражданско-правовой ответственностью, выступающие в гражданском обороте от своего имени, образуемые и прекращающиеся в порядке, установленном законом <*>. Любое юридическое лицо создается для достижения целей, путем осуществления законных действий, заявленных в учредительных документах и имеющих значение для участников. Из всех юридических лиц, существующих в России, корпорациями не являются только государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также государственные казенные предприятия. По ходу своей деятельности юридические лица вне зависимости от формы собственности и рода деятельности вступают во взаимоотношения друг с другом, с органами государственной и муниципальной власти и иными организациями. Урегулирование таких контактов также входит в предмет корпоративных правоотношений. -------------------------------- <*> Этим понятием, по мнению Т. В. Кашаниной, определяются устоявшаяся практика, заведенный порядок дел, складывающийся в процессе функционирования корпорации в привычки и традиции, которые не закреплены в каких-либо внутренних документах, но являются признанным образцом деятельности ее участников. (См.: Кашанина Т. В. Корпоративное (внутрифирменное) право. М., 2003. С. 90.)
Как известно, для того чтобы общественные отношения могли именоваться правоотношениями, они должны быть урегулированы правовой нормой - формально выраженным правилом поведения. Понятие корпоративного права было бы неполным, если не указать на систему формирующих его норм. Особенностью регулирования можно считать установление норм как государственными, так и частными (корпоративными) правовыми актами. Это позволяет условно выделять два уровня корпоративного регулирования: общий, основанный на нормах федеральных и региональных законов и подзаконных актах, и частный, основанный на нормативной базе конкретного юридического лица. Это обусловливается спецификой функций и задач, стоящих перед корпоративным правом, о которых речь пойдет ниже. Кроме этого, в корпоративном праве достаточно сильно выражены в целом не характерные для российской правовой системы обычаи делового оборота и "корпоративные деловые обыкновения" <*>, что также можно считать особенностью его регулирования. Безусловно, нормы международного права также относятся к правовой базе корпоративного права. -------------------------------- <*> См.: Кашанина Т. В. Корпоративное (внутрифирменное) право. М., 2003. С. 90.
Исходя из вышеизложенного, можно дать следующее определение корпоративного права. Это сложный комплекс правовых норм, существующих в международном праве, государстве и корпорациях, в сочетании с системой общепризнанных обычаев делового оборота и корпоративных деловых обыкновений, регулирующий организацию, структуру и различные стороны деятельности корпораций, основанных на объединении лиц и капиталов, выражающих волю ее коллектива. Соответственно, поэтому предмет корпоративного права формируют урегулированные его нормами политические, экономические и социальные отношения, в которые корпорация вступает на пути образования, становления, осуществления своих целей, реорганизации и ликвидации. Признавая корпоративные отношения гражданско-правовыми, ученые спорят о том, к какой же группе гражданско-правовых отношений они относятся. Выделяются три точки зрения: 1. С. Н. Братусь, Е. Н. Гендзехадзе считают, что это личные неимущественные отношения. Они основываются на том, что права членства в корпоративных и общественных организациях вместе с вытекающими из них правами являются неотчуждаемыми, их нельзя отделить от члена организации, пока он сохраняет свой статус, что свидетельствует о личной неимущественной природе таких правоотношений <*>. -------------------------------- <*> Братусь С. Н. Предмет и система советского гражданского права. М.: Юридическая литература, 1963.
2. Д. В. Ломакин, В. А. Рахмилович, А. М. Эрделевский утверждают, что корпоративные отношения являются не личными, но неимущественными. В пользу данной точки зрения можно привести следующий довод. Личные неимущественные отношения можно разделить на две группы: связанные и не связанные с имущественными. И те и другие сами по себе экономической ценности не имеют, по природе являются абсолютными и их нельзя отделить от личности. Очевидно, что корпоративные отношения нельзя отнести к этой категории, поскольку права членов корпорации отчуждаемы и не связаны с личностью участника, однако объектом членского правоотношения является не имущественное благо, а нечто другое <*>. Так, О. С. Иоффе отмечал, что, несмотря на связь имущественных отношений с вещами, объектом правового воздействия являются действия людей <**>. -------------------------------- <*> Ломакин Д. В. Акционерное правоотношение. М.: Спарк, 1997. С. 119. <**> Иоффе О. С. Правоотношения по советскому гражданскому праву. С. 88.
3. Самой популярной точкой зрения является та, что эти отношения - имущественные. В ее пользу говорят несколько аргументов. Во-первых, объект членского правоотношения носит имущественный характер, его составляют действия, с которыми связана реализация корпоративных прав участника в отношении имущества корпорации, действия по оказанию влияния на ее деятельность, а значит, и на судьбу имущества. Во-вторых, цель участия субъектов гражданского права в корпоративных отношениях состоит в удовлетворении их имущественных интересов. В-третьих, членское правоотношение возникает в результате внесения участником имущественного вклада (взноса) в капитал юридического лица. В-четвертых, можно сравнить имущественные права с неимущественными по способу их защиты. При "нарушении имущественных прав, на правонарушителя, как правило, возлагается обязанность по возмещению имущественных убытков. Нарушение же личных неимущественных прав обычно не связано с причинением управомоченному субъекту каких-либо убытков. Иными словами, корпоративные отношения являются имущественными и входят в предмет гражданского права в качестве его самостоятельной составной части наряду с вещными, обязательственными и исключительными правами <*>. -------------------------------- ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Статья И. Н. Шабуновой "Корпоративные отношения как предмет гражданского права" включена в информационный банк согласно публикации - "Журнал российского права", 2004, N 2. ------------------------------------------------------------------ <*> Шабунова И. Н. Корпоративные отношения как предмет гражданского права // Государство и право. С. 49.
Такая позиция представляется наиболее обоснованной, однако корпоративные отношения здесь полностью приравниваются к членским, что, с нашей точки зрения, ошибочно. Ведь корпоративное право регулирует не только отношения между корпорацией и ее членами, но и часть отношений по поводу создания и организационной структуры корпорации, осуществления внутрикорпоративного контроля, вопросы регулирования труда в корпорациях, договорную работу, корпоративную ответственность и поведение, корпоративную информацию и т. д. Корпоративные правоотношения действительно зиждутся на основных принципах, методах и источниках гражданского права, но между тем включают в себя элементы трудовых, налоговых, финансовых и даже административных отношений. Корпоративные правоотношения не могут входить в состав гражданского права аналогично договорным, деликтным, вещным, личным неимущественным и др. правоотношениям из-за своей специфики и достойны обособления как семейные, трудовые и страховые. Для успешной реализации своих функций корпоративное право решает следующие задачи. Первой задачей корпоративно-правового регулирования является рассмотрение вопроса правового статуса того или иного вида корпораций, направленности и целей их деятельности, особенностей создания и регистрации, установления гарантий и ограничений функционирования. В рамках разработки проблемы организации корпораций решаются такие задачи, как определение возможных способов создания, поиск путей улучшения контроля при максимальном упрощении процедуры регистрации. Следующей задачей корпоративного права следует назвать определение структуры корпорации, ее организационного устройства, фиксации взаимоотношений и положения ее учредителей, прав и обязанностей служащих. В рамках данной задачи разрабатываются основы составления учредительных документов организации, оптимального построения системы органов и должностных лиц для учреждений разного масштаба и рода деятельности, разработки множества видов внутриорганизационных нормативных актов. Во многом благодаря этой функции за корпоративным правом закрепилось второе название - внутрифирменное право. К немаловажным задачам корпоративного права относится налаживание договорной работы как внутри самой организации, так и с ее многочисленными клиентами и партнерами. Стоит заметить, что именно четкой отлаженной межкорпоративной договоренной деятельности принадлежит огромный вклад в формирование правовой культуры экономики таких передовых государств, как США, Япония, Великобритания, Германия, Франция и др. Еще одной из основных задач корпоративного права можно считать регламентацию ведения финансовой деятельности и планирование работы организации. Создание различных фондов денежных средств, распределение прибыли и убытков, инвестиционная деятельность, использование имущества, налоговое планирование, ведение финансовой отчетности и многие другие вопросы, разрешение которых напрямую влияет на благополучие организации, также разрабатываются и регулируются корпоративным правом. Нельзя не упомянуть о такой задаче, как формирование границ взаимодействия бизнеса и власти. Гласные и негласные нормы корпоративного права являются одними из ключевых звеньев сложной системы отношений влияния капитала организаций на законодательную деятельность государства, его экономическую и социальную политику, и, в свою очередь, вмешательства государства в деятельность компаний, стремления контролировать потоки обращения денежных средств и участвовать в политике корпорации. Методы научного анализа и сравнения позволяют сопоставить международный опыт с российской системой, выявить и объяснить их положительные и отрицательные стороны, спрогнозировать возможные пути их развития. Это имеет большое значение для оптимизации отечественной системы управления. Применительно к корпоративному праву целесообразнее всего использовать опыт США, Германии и Франции. Это связано с тем, что их система построения корпоративных взаимоотношений весьма успешна, структура права в Германии и Франции в целом схожа с российской, а США долгое время являлись образцом наиболее эффективной рыночной экономики, кредиторами. Их организационная структура усложнялась, банки начинали поддерживать друг друга и осуществлять процессы слияния. Примером тому может служить созданный в 1419 г. в Генуе Банк Св. Георгия, поглотивший множество других банков и став своего рода маоном маонов <*>. -------------------------------- <*> Кашанина Т. В. Корпоративное право. Учебник для вузов. М.: Норма-Инфра-М, 1999. С. 93.
Бурное развитие экономики в XIX в. вызвало огромное нарастание интереса к корпоративным институтам, появились организованные исследования этой проблемы. Среди ученых в этой области выделялись преимущественно немецкие и французские специалисты Савиньи, Иеринг, Гирке, Дернбург, Саллейль. Так сформировалась наука о корпорациях. В XX в. вследствие усложнения инфраструктуры и интернационализации предпринимательской деятельности, расширения самостоятельности и влияния корпораций, появления новых технологий значительно возрастает объем законодательства о корпорациях, повышается его качество. Следующей крупной вехой в истории развития корпоративного права стал глобальный экономический кризис 1920-х годов США. Он вынудил во многом переосмыслить политику государства в экономической и социальной сферах в целом и в отношении крупных корпораций в частности. Возрастает уровень государственного участия в предпринимательской деятельности, усложняется антимонопольное законодательство, возрастает контроль за трудовой, социальной и экономической политикой корпораций. Корпоративное право претерпевает изменения. Начавшаяся в 1939 г. Вторая мировая война также не могла не оставить отпечаток и на корпоративном праве. Несколько десятилетий экономического роста в странах Западной Европы, Северной Америки и в Японии, возрастание роли частного сектора в экономическом развитии стран, значительное увеличение инвестиционных потоков и усиление конкуренции в борьбе за получение финансовых ресурсов и воздействия на рынки между различными странами и компаниями привели к значительному разнообразию форм и способов объединения лиц и капиталов для ведения предпринимательской деятельности. В такой ситуации одним из важнейших факторов для достижения успеха становится состояние корпоративного управления в компании, регулирование отношений между акционерами и менеджментом компании с учетом интересов всех групп акционеров, защита прав акционеров и инвесторов. Законодательное регулирование не в состоянии охватить все разнообразие правоотношений и не всегда поспевает за временем. В этих условиях стандарты делового поведения корпорации могут разрабатываться самими корпорациями и их объединениями. Мировые тенденции к унификации права и глобализация экономики приводят к необходимости создания основных общих корпоративных норм. Одним из первых "стандартов практики корпорации" являются Принципы корпоративного управления, представленные Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в 1999 г. В их подготовке приняли участие: Комитет по финансовым рынкам, Комитет по международным инвестициям и транснациональным предприятиям, Комитет по промышленности, а также Комитет по вопросам политики в области охраны окружающей среды. Они не носят обязательного характера и не преследуют цель давать детальные рецепты для национального законодательства. Изложенные рекомендации сгруппированы в пять разделов: права акционеров, равное отношение к акционерам; роль заинтересованных лиц в управлении корпорацией; раскрытие информации и прозрачность; обязанности правления. К концу 2002 г. международными организациями, правительствами разных стран и компаниями было принято около 90 кодексов корпоративного управления. В-частности, в США Основные принципы и направления корпоративного управления были приняты в 1998 г., в Великобритании принят Обобщенный кодекс 1998 г., в Германии - Кодекс корпоративного управления 2002 г., в Италии - Кодекс корпоративного поведения 1999 г. <*> В разных странах кодексы корпоративного поведения имеют различный регулирующий характер. -------------------------------- <*> Там же. С. 39.
С конца 1994 г. российское корпоративное законодательство переживает "второе рождение". Процесс становления и постоянного реформирования включил в себя попытку масштабного заимствования иностранного законодательства (в первую очередь права США, Германии и Франции), переосмысления и переложения советского права, аккумулирования и использования собственного опыта и наработок. Были приняты ключевые источники корпоративного, начала образовываться наука корпоративного нормотворчества и управления, и к началу XXI в. Россия имела новую корпоративную систему. Главной проблемой является перспектива создания в нашей стране единого Кодекса корпоративного поведения. Работа над ним началась в конце 90-х гг. XX в., и отношение к его принятию весьма неоднозначно как среди государственных деятелей, так и среди самих корпораций. Так, по данным проведенного в 2001 г. социологического опроса, на вопрос "Нужен ли вашей компании Кодекс корпоративного поведения?" 47% респондентов ответили, что нужен в качестве рекомендации; 30% - в качестве отдельного закона; 20% - в качестве подзаконного акта; и только 3% компаний кодекс не нужен <*>. Существует мнение, что российское законодательство не достигло такой степени развития, чтобы можно было провести сложную межинституциональную кодификацию. -------------------------------- <*> Данные по результатам опроса см.: Экономика и жизнь. 2001. N 46.
Российский Кодекс корпоративного поведения был подготовлен под руководством Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг юридической фирмой "Кудер Бразерс", одобрен на заседании Правительства РФ от 28 ноября 2001 г. и рекомендован к применению акционерными обществами распоряжением ФКЦБ РФ от 4 апреля 2002 г. N 421/р "О рекомендации к применению Кодекса корпоративного поведения" <*>. Такие действия, безусловно, являются прогрессивными, но, на наш взгляд, недостаточными. К тому же неясным является статус данного документа. Высказываются мнения, что российский Кодекс корпоративного поведения не является нормативным правовым актом и имеет рекомендательный характер, другие считают его подзаконным нормативным актом <**>, третьи заключают, что он фактически выполняет функцию модельного правового акта <***>. -------------------------------- <*> Макарова О. А. Корпоративное право: Учебник. М.: Wolters Kluwer, 2005. С. 42. <**> Пахомова Н. Н. Основы теории корпоративных отношений (правовой аспект). Налоги и финансовое право. Екатеринбург, 2004. С. 178. <***> Барабанщиков В. Н. Место и значение Кодекса корпоративного поведения // Кодекс-info 2004. N 7 - 8. С. 21.
С нашей стороны можно сделать вывод, что корпоративное право является комплексной правовой отраслью, регулирующей особый вид правоотношений на основании принципов и методов гражданского права, опираясь на международные договоры, законы и подзаконные акты, существующие в Российской Федерации, локальную нормативную базу корпораций, обычаи делового оборота и деловые обыкновения, выполняющей особые функции. Корпоративное право выступает в роли связующего звена между государственным (публично - или частноправовым) и корпоративным регулированием. Одной из отличительных черт корпоративного права является его тесная и неразрывная связь с гражданским правом, но особые правоотношения, функции и источники права делают его новой обособляющейся отраслью права. Попытки создания Кодекса корпоративного регулирования в очередной раз это подтверждают. В корпоративном регулировании в нашей стране остается много проблем и дискуссионных вопросов, разрешить которые помогут разработка и усовершенствование корпоративного права. По нашему глубокому убеждению, корпоративное регулирование в нашей стране нуждается в принятии корпоративного кодекса в иной, нежели сейчас, форме.
Название документа