Можно ли отнести основное средство - автомобиль иностранного производства с объемом двигателя 2,5 л к пятой амортизационной группе и высшему классу для целей исчисления налога на прибыль?
Ответ:
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 21 декабря 2011 г. N 16-15/123396@
Согласно п. 1 ст. 256 Налогового кодекса РФ амортизируемым имуществом в целях гл. 25 НК РФ признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено настоящей главой), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 руб.
При этом п. 1 ст. 258 НК РФ определено, что амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств или нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями настоящей статьи и с учетом классификации основных средств, утверждаемой Правительством РФ.
На основании п. 3 ст. 258 НК РФ амортизируемое имущество объединяется в следующие амортизационные группы:
- первая группа - все недолговечное имущество со сроком полезного использования от года до 2 лет включительно;
- вторая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 2 лет и до 3 лет включительно;
- третья группа - имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет и до 5 лет включительно;
- четвертая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет и до 7 лет включительно;
- пятая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет и до 10 лет включительно;
- шестая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 10 лет и до 15 лет включительно;
- седьмая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 15 лет и до 20 лет включительно;
- восьмая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 20 лет и до 25 лет включительно;
- девятая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 25 лет и до 30 лет включительно;
- десятая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 30 лет.
Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утверждена Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1.
Согласно Классификации легковые автомобили (код 15 3410010) отнесены к третьей амортизационной группе со сроком полезного использования свыше 3 лет и до 5 лет включительно.
Между тем автомобили легковые большого класса (с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 л) и высшего класса (коды 15 3410130 - 15 3410141) отнесены к пятой группе со сроком полезного использования свыше 7 лет и до 10 лет включительно.
Автомобиль иностранного производства с объемом двигателя 2,5 л нельзя отнести к пятой амортизационной группе.
Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359, установлена следующая классификация легковых автомобилей: автомобили особо малого класса, автомобили малого класса, автомобили среднего класса, автомобили большого класса, автомобили высшего класса.
При этом принадлежность автомобиля к определенному классу (от особо малого до большого) определяется по объему двигателя.
Порядок определения принадлежности автомобиля к высшему (представительскому) классу ни данный Классификатор, ни другие правовые акты не устанавливают. В этом случае налогоплательщик может воспользоваться рекомендациями, изложенными в Письме ГТК России от 26.02.1997 N 04-30/3515 "О классификации автотранспортных средств", согласно которым признаками, отличающими автомобили высшего класса, следует считать репутацию марки, цену, габариты, мощность двигателя (рабочий объем, число цилиндров), разницу между данной моделью и базовой моделью, наличие кузова, изготовленного по специальному заказу, бронированность кузова, форму кузова (седан, лимузин), быстроходность, комфортабельность салона, наличие дополнительного оборудования.
Таким образом, отнести автомобиль к высшему (представительскому) классу можно путем сопоставления его характеристик с данными других автомобилей. В каждом конкретном случае данный вопрос следует решать с учетом характеристик конкретного автомобиля.
Заместитель
руководителя Управления
советник государственной
гражданской службы РФ
2 класса
Н. В.МИХАЙЛОВА
21.12.2011