Организация спонсирует любительскую спортивную команду, приобретая для нее форму, спортивные сумки, обувь и иной спортивный инвентарь. На приобретенной организацией для игроков форме имеется ее товарный знак. Может ли организация учесть данные расходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль?
Ответ: Если организация осуществляет спонсирование спортивной команды и на форме команды имеется товарный знак организации, то организация может учесть расходы, понесенные на спонсирование, в рамках пп. 28 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ, так как товарный знак организации, очевидно, ассоциируется с организацией. Расходы могут быть учтены в размере, не превышающем 1 процента от выручки.
Обоснование: В силу ст. 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.
Пунктом 1 ст. 252 НК РФ установлено, что в целях гл. 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Как установлено пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ, к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся: расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 ст. 264 НК РФ.
Пунктом 4 ст. 264 НК РФ установлено, что расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные в абз. 2 - 4 п. 4 ст. 264 НК РФ, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.
Соответственно, расходы на спонсирование команды учитываются в размере, не превышающем 1 процента от выручки.
Ввиду п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
На основании норм п. 2 ст. 3 Закона N 38-ФЗ объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Конституционный Суд РФ считает, что обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. При этом речь идет именно о намерениях и целях (направленности) этой деятельности, а не о ее результате. Вместе с тем обоснованность получения налоговой выгоды не может быть поставлена в зависимость от эффективности использования капитала. Данная позиция отражена в Определении Конституционного Суда РФ от 04.06.2007 N 320-О-П.
Пунктом 9 ст. 3 Закона N 38-ФЗ установлено, что спонсор - лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле - или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности.
На основании п. 10 ст. 3 Закона N 38-ФЗ спонсорская реклама - реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре.
Следовательно, если спонсируемое лицо не доносит информацию о спонсоре, факта спонсорской рекламы не имеется.
В п. 16 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 N 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе" указано, что информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара.
Таким образом, размещение информации о товарном знаке организации является фактом рекламы организации.
ФАС Московского округа в Постановлении от 04.04.2011 N КА-А40/2332-11-П принял сторону налогоплательщика, определив, что спонсорский вклад признается платой за рекламу, а спонсор и спонсируемый соответственно рекламодателем и рекламораспространителем. Следовательно, расходы общества в виде денежных средств, перечисленных по договорам об оказании спонсорской поддержки, являются рекламными расходами и могут быть включены обществом в состав прочих расходов в соответствии с пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Необходимо отметить, что приведенное судебное решение было принято исходя из норм, ныне утративших силу, однако они применимы в настоящее время по аналогии.
Исходя из приведенного выше считаем, что если организация осуществляет спонсирование спортивной команды и на форме команды имеется товарный знак организации, то организация может учесть расходы, понесенные на спонсирование в рамках норм пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ, так как товарный знак организации, очевидно, ассоциируется с организацией. Расходы могут быть учтены в размере, не превышающем 1 процента от выручки. Следует отметить, что если бы спонсируемая команда не распространяла информацию об организации путем ношения формы с товарным знаком организации, то расходы на ее спонсирование не могли бы быть учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
А. Ю.Рахаев
Центр методологии бухгалтерского учета
и налогообложения
21.12.2011