В рамках рекламной акции организация осуществляет безвозмездную передачу товара покупателям. Для получения права на бесплатный товар покупатель должен совершить покупку в определенном объеме (например, при покупке трех бутылок пива - четвертая в подарок). Стоимость передаваемых товаров превышает 100 руб. Должна ли в данном случае организация уплачивать НДС?

Ответ: Принимая во внимание позицию Минфина России, считаем, что при передаче на безвозмездной основе товара при проведении рекламной акции в рассматриваемой ситуации возникают объект обложения НДС и обязанность по его уплате. НДС начисляется на бесплатно передаваемые единицы товара. Имеется судебная практика, где суды вставали на сторону налогоплательщика. Но доказывать противоположную позицию организации, возможно, придется в суде.

Обоснование: Абзацем 2 п. 1 ст. 143 Налогового кодекса РФ установлено, что налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются в том числе организации.

Согласно п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. В целях настоящей главы передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг).

Таким образом, объектом обложения НДС является сам факт реализации товара вне зависимости от возмездности или безвозмездности передачи.

Подпунктом 25 п. 3 ст. 149 НК РФ установлено, что не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории РФ передача в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 руб.

Следовательно, если стоимость передаваемого товара превышает 100 руб., то факт передачи товара порождает обязанность уплатить НДС.

Необходимо отметить, что налоговое законодательство не раскрывает понятие безвозмездной передачи.

Пунктом 1 ст. 11 НК РФ установлено, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.

В силу абз. 2 п. 1 ст. 572 Гражданского кодекса РФ при наличии встречной передачи вещи или права либо встречного обязательства договор не признается дарением. К такому договору применяются правила, предусмотренные п. 2 ст. 170 ГК РФ.

Соответственно, если для получения бесплатного товара лицо должно исполнить определенные действия, то факта безвозмездной передачи не имеется.

Минфин России считает, что бесплатная, то есть безвозмездная, передача товаров в рекламных целях подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке. Данная позиция изложена в Письме Минфина России от 31.03.2004 N 04-03-11/52 "О налоге на добавленную стоимость".

Аналогичная позиция изложена в Письмах УФНС России по г. Москве от 12.05.2008 N 19-11/45206 и МНС России от 05.07.2004 N 03-1-08/1484/18@ "О налогообложении товаров, передаваемых в рекламных целях".

На основании приведенных писем считаем, что налоговый орган будет придерживаться позиции, исходя из которой факт передачи единицы товара, передаваемой при покупке определенного количества единиц товаров, является фактом безвозмездной передачи именно данной единицы товара, передаваемой бесплатно, ввиду чего имеется объект обложения НДС.

Однако из судебной практики следует, что суды рассматривают передачу товара комплексно.

ФАС Волго-Вятского округа, рассмотрев дело о доначислении налоговым органом организации сумм налогов, в том числе НДС, в своем Постановлении от 18.02.2008 N А82-14907/2006-27 определил, что если производитель при проведении отдельных товаропродвигающих мероприятий предусмотрел право покупателя получить большее количество единиц продукции (бутылок пива) по цене меньшего количества, то есть покупатель должен совершить встречное действие, то данный вид передачи спорного количества товара нельзя признать безвозмездным, следовательно, объекта обложения НДС не возникает.

Принимая во внимание позицию Минфина России, считаем, что передача на безвозмездной основе товара при проведении рекламной акции является объектом обложения НДС. НДС начисляется на бесплатно передаваемые единицы товара. Доказывать противоположную позицию организации, возможно, придется в суде.

А. Ю.Рахаев

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

21.12.2011