Организация подала "нулевую" налоговую декларацию с пропуском установленного срока. До окончания камеральной проверки этой декларации была подана уточненная декларация, в которой указывалась сумма налога к уплате. Организация полагает, что в этом случае штраф по ст. 119 НК РФ должен быть минимальным, то есть рассчитываться на основании первичной декларации. Обоснованна ли позиция организации?

Ответ: В случае если организация представила "нулевую" налоговую декларацию с нарушением срока представления, при этом до окончания камеральной проверки по данной декларации была представлена уточненная налоговая декларация, штраф за нарушение срока представления налоговой декларации рассчитывается исходя из суммы налога, подлежащей фактической уплате в бюджет, то есть на основании данных, указанных в уточненной налоговой декларации, либо на основании данных камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации.

Вместе с тем в арбитражной практике встречаются решения, в которых суд пришел к выводу, что штраф за нарушение срока представления декларации должен рассчитываться по данным первичной декларации.

Обоснование: Согласно п. 1 ст. 81 Налогового кодекса РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию.

В соответствии с п. 9.1 ст. 88 НК РФ, если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация, камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации. Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации. При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.

Если первичная декларация представлена с пропуском срока, а уточненная декларация представлена до окончания камеральной налоговой проверки, налогоплательщик привлекается к налоговой ответственности в соответствии со ст. 119 НК РФ. Количество дней непредставления налоговой декларации будет рассчитываться со дня, следующего за днем окончания установленного срока ее представления, до момента представления первичной декларации.

При этом Президиум ВАС РФ указал, что сумма штрафа рассчитывается исходя из суммы налога, которая должна быть фактически уплачена в бюджет, а не из той, которая указана налогоплательщиком ошибочно (Постановление Президиума ВАС РФ от 15.05.2007 N 543/07). То есть при вынесении решения о привлечении к ответственности штраф по ст. 119 НК РФ должен начисляться исходя из сумм налога, указанных в уточненной декларации или доначисленных в результате камеральной проверки. Это же мнение высказала и ФНС России в Письме от 01.04.2009 N ШС-22-7/240@. Данная позиция также подтверждается арбитражной практикой (Постановления ФАС Поволжского округа от 14.09.2010 N А57-2355/2010, от 18.01.2011 N А12-10555/2010).

Однако в арбитражной практике существует иная позиция. Так, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 17.02.2011 по делу N А26-3760/2010 указано, что, поскольку ст. 119 НК РФ предусмотрена ответственность за непредставление в установленный срок налоговой декларации, размер налоговой санкции должен исчисляться исходя из сумм налога, указанных в первичных декларациях налогоплательщика, представленных с нарушением сроков, а не на основании данных уточненных деклараций, представленных позднее.

М. П.Захарова

Издательство "Главная книга"

21.12.2011