О пониженных тарифах страховых взносов в государственные внебюджетные фонды для отдельных категорий плательщиков страховых взносов; о снижении максимальных тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в 2012 - 2013 гг.; о совершенствовании УСН на основе патента, а также о поэтапной отмене системы налогообложения в виде ЕНВД, предусмотренной Основными направлениями налоговой политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов; о целесообразности введения дифференцированных ставок при применении УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы" на уровне субъектов РФ в зависимости от категорий налогоплательщиков; о государственном регулировании тарифов на электроэнергию

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 20 декабря 2011 г. N ОГ-Д05-2536

Департамент развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России рассмотрел коллективное обращение по проблемам малого и среднего предпринимательства и сообщает.

1. О снижении для малого и среднего предпринимательства совокупной ставки страховых взносов, уплачиваемых в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации.

В соответствии с Федеральными законами от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) и N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" предусматривается переход к страховым принципам формирования системы обязательного социального страхования, в том числе установление единого для всех страхователей (работодателей) тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 26 процентов от выплат работникам при увеличении совокупного тарифа взносов на все виды обязательного социального страхования до 34 процентов.

Одновременно с этим устанавливается определенный уровень страховых гарантий застрахованным лицам, обеспечиваемый за счет поступлений страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов.

При этом ст. 58 Закона N 212-ФЗ для отдельных категорий плательщиков страховых взносов предусмотрены пониженные тарифы страховых взносов.

Обязанность по уплате страховых взносов обеспечивает гражданам реализацию права на трудовую пенсию и обязательное медицинское страхование.

В случае уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации индивидуальные предприниматели приобретают право на страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Используемый подход к определению размера подлежащих уплате страховых взносов обеспечивает индивидуальному предпринимателю минимальный уровень гарантий по обязательному социальному страхованию.

Кроме того, целевым назначением страховых взносов на обязательное пенсионное страхование является обеспечение права гражданина на получение пенсии в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете. Таким образом, снижение размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование может привести к сокращению сумм будущих пенсий.

Также сообщаем, что органы контроля за уплатой страховых взносов имеют право предоставлять плательщикам страховых взносов отсрочки (рассрочки) погашения сумм задолженности по страховым взносам в порядке и случаях, которые предусмотрены федеральным законом.

Дополнительно сообщаем, что в рамках реализации Бюджетного послания Президента Российской Федерации от 29.06.2011 "О бюджетной политике в 2012 - 2014 годах" с 1 января 2012 г. вступает в силу Федеральный закон от 03.12.2011 N 379-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды" (далее - Закон N 379-ФЗ).

В соответствии с Законом N 379-ФЗ на 2012 - 2013 гг. предусматривается:

- снизить максимальный тариф страховых взносов в государственные внебюджетные фонды для основной массы плательщиков с 34 до 30 процентов и установить тариф страховых взносов с сумм превышения предельной величины базы для начисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 10 процентов;

- снизить максимальный тариф страховых взносов в государственные внебюджетные фонды до 20 процентов для плательщиков - субъектов малого предпринимательства в производственной и социальной сферах, применяющих специальный режим налогообложения в виде упрощенной системы налогообложения; для некоммерческих организаций, зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, применяющих упрощенную систему налогообложения и осуществляющих в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания населения; для благотворительных организаций, зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке и применяющих упрощенную систему налогообложения.

В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 321, Минздравсоцразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, включая уплату страховых взносов.

На основании изложенного для получения более подробной информации необходимо обратиться в Минздравсоцразвития России (127994, г. Москва, Рахмановский пер., д. 3).

2. По вопросу налогообложения малого и среднего предпринимательства.

Основными направлениями налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов предусмотрено реформирование специальных налоговых режимов, при этом основной задачей реформы является поэтапная ликвидация специального налогового режима в виде налога на вмененный доход с одновременным расширением сферы применения упрощенной системы налогообложения на основе патента.

Целью реформы является налоговое стимулирование развития малого предпринимательства на основе совершенствования упрощенной системы налогообложения индивидуальных предпринимателей на основе патента, а также системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога), упрощенной системы налогообложения и системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, и устранение внутренних противоречий, в указанных налоговых режимах исходя из практики их применения.

В настоящий момент в первом чтении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации принят проект федерального закона N 499566-5 "О внесении изменений в статью 18 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - законопроект), направленный на совершенствование упрощенной системы налогообложения на основе патента.

Законопроектом предлагается выделить систему налогообложения на основе патента как самостоятельный специальный налоговый режим, где определены 47 видов деятельности, по которым предусматривается введение патента, при этом субъект Российской Федерации устанавливает самостоятельно для каждого вида деятельности размер потенциально возможного дохода, являющегося налоговой базой.

В соответствии с законопроектом патент выдается по выбору индивидуального предпринимателя на период от одного до 12 месяцев в пределах календарного года.

Налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов, таким образом, стоимость одного патента на год не превысит 30 тыс. руб.

Налогоплательщиками могут являться индивидуальные предприниматели с числом занятых не более 10 человек, с годовым оборотом до 60 млн руб.

Налогоплательщики патентной системы налогообложения освобождены от представления налоговой декларации в налоговые органы. При этом они обязаны вести учет доходов от реализации в книге учета доходов, которая представляется в налоговые органы при уплате оставшейся стоимости патента.

Законопроектом устанавливается, что индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками патентной системы налогообложения, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

Минэкономразвития России подготовлены предложения о наделении налогоплательщика правом самостоятельно выбрать вид специального налогового режима в отношении данного вида деятельности, в случае если в отношении указанного вида деятельности допускается применение упрощенной системы налогообложения, налогообложения на основе патента и налогообложения на основе единого налога на вмененный доход.

Таким образом, на начальных этапах будет осуществлен переход от конкуренции налоговых режимов (ЕНВД и УСН на основе патента) к их дублированию, а в дальнейшем к полной отмене ЕНВД.

Данные изменения предоставляют налогоплательщикам возможность постепенного перехода с системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на упрощенную систему налогообложения или патент.

На наш взгляд, подобная поэтапная отмена ЕНВД позволит осуществить наиболее плавный переход налогоплательщиков с одной налоговой системы на другую.

Также сообщаем, что п. 26 ст. 2 Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" ст. 346.20 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) дополнена п. 2, предусматривающим, что законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки при применении упрощенной системы налогообложения в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков.

В свою очередь, категории налогоплательщиков, на которые распространяются дифференцированные ставки, в соответствии с п. 2 ст. 346.20 Кодекса также устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. Необходимо отметить, что в соответствии с Кодексом не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

Субъект может выделить категории налогоплательщиков исходя из своих социально-экономических условий. Например, создание рабочих мест для молодежи, развитие определенного вида деятельности, поддержка трудоустройства инвалидов и другие.

Кроме того, установление дифференцированных ставок стимулирует налогоплательщиков, а также существенно снижает налоговое бремя.

Исходя из изложенного считаем целесообразным введение дифференцированных ставок при применении упрощенной системы налогообложения на уровне субъектов Российской Федерации в зависимости от категорий налогоплательщиков.

Если орган власти субъекта не установил пониженную ставку налога при применении упрощенной системы налогообложения для отдельных категорий налогоплательщиков, следует обратиться непосредственно к органам региональной власти.

В соответствии со ст. 346.14 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик вправе самостоятельно выбирать объект налогообложения "доходы" или "доходы, уменьшенные на величину расходов". При объекте налогообложения "доходы" налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов.

Дополнительно сообщаем: в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации" Министерство финансов Российской Федерации осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности.

Для получения более подробной информации по специальным налоговым режимам Вы можете обратиться в Министерство финансов Российской Федерации по адресу: 109097, г. Москва, ул. Ильинка, д. 9, тел. (495) 987-91-01.

Также сообщаем, что в условиях рыночной экономики государство не может объявить запрет на повышение тарифов жилищно-коммунального комплекса, так как любое необоснованное ограничение цен, тарифов естественных монополий ведет к нарушению нормальной хозяйственной деятельности организации. Сдерживание или замораживание тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса не является эффективной мерой, поскольку в будущем отмена данного запрета приводит к более высокому росту тарифов на товары и услуги для данной организации и, соответственно, росту тарифов для населения.

Основными факторами роста цен и тарифов на электроэнергию в 2010 - 2012 гг. являются рост затрат на топливо и либерализация рынка электрической энергии.

Директор Департамента

развития малого и среднего

предпринимательства

Н. И.ЛАРИОНОВА

20.12.2011