О рекомендуемых видах закупок, которые целесообразно использовать при закупке научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; о праве заказчика установить в положении о закупке любые способы закупки; об указании в положении о закупке не всех, а только основных видов деятельности организации; о размещении на официальном сайте планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств; о формировании плана закупки товаров, работ, услуг, порядке и сроках его размещения на официальном сайте, требования к форме такого плана; о критериях отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 19 декабря 2011 г. N Д28-710

Департамент развития федеральной контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение ОАО о разъяснении положений Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон) и сообщает свое мнение.

По вопросу 1. Согласно ст. ст. 2 и 3 Закона закупочные процедуры устанавливаются заказчиком самостоятельно путем принятия в соответствии с Законом положения о закупке. Таким образом, нормы Закона в части регулирования закупочных процедур базируются на принципе свободы выбора заказчиком способа закупки и предполагают возможность установления как способов закупки, указанных в Федеральном законе от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", в проекте федерального закона "О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг", так и иных способов закупки, а именно открытых конкурсов, электронных аукционов, двухэтапных конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, запросов предложений, запросов котировок, закупок из единственного источника и т. д.

При закупке НИОКР целесообразно использовать виды закупок, которые предусматривают оценку заявок участников не только по ценовому критерию, но и по качеству предложения и (или) квалификации участников закупки, например, открытый конкурс.

По вопросу 2. Заказчик вправе установить в положении о закупке любые (помимо конкурса или аукциона) способы закупки, предусмотрев в положении о закупке порядок закупки указанными способами, например, возможность размещения ОАО корпоративных заказов на выполнение НИОКР у дочерних и зависимых обществ без проведения конкурсов.

По вопросу 3. В отношении указания в положении о закупке не всех, а только основных видов деятельности компании Департамент сообщает.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона при закупке товаров, работ, услуг юридические лица, на которых распространяются положения Закона, обязаны руководствоваться действующим законодательством Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ним положениями о закупке. При этом согласно ч. 2 ст. 2 Закона положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Следует отметить, что, исходя из указанных норм Закона, положение о закупке не может противоречить законодательству Российской Федерации, в том числе Закону, и должно распространяться на все закупочные процедуры заказчика, составляющие его хозяйственную деятельность.

По вопросам 4 и 6. В отношении размещения на официальном сайте планов закупки инновационной продукции Департамент отмечает, что начиная с 1 января 2012 г. заказчик обязан размещать на официальном сайте план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год. Дополнительно Закон предусматривает обязанность заказчика формировать и размещать на официальном сайте отдельные планы закупок инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств на трехлетний период (вступает в силу с 1 января 2013 г.), а на период от пяти до семи лет - с 1 января 2015 г. (ч. 2 и 9 ст. 8 Закона).

Таким образом, в случае закупки в 2012 г. инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств заказчик обязан включить указанную продукцию в ежегодный план закупок. Начиная с 1 января 2013 г. заказчик будет обязан вести как ежегодный план закупок, так и отдельный план закупок инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств на трехлетний период.

По вопросу 5. Порядок формирования плана закупки товаров, работ, услуг, порядок и сроки размещения на официальном сайте такого плана, требования к форме такого плана будут установлены Правительством Российской Федерации в соответствии с п. 5 Плана мероприятий по реализации положений Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", утвержденного Поручением Правительства Российской Федерации от 20.10.2011 N ИШ-П13-7371. В настоящее время проект постановления Правительства Российской Федерации проходит процедуру межведомственного согласования. При этом проектом постановления Правительства Российской Федерации предусматривается, что заказчики осуществляют формирование и размещение на официальном сайте плана закупки товаров, работ, услуг на 2012 г. до 1 апреля 2012 г.

По вопросам 7 - 9. Критерии отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции будут установлены федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности (п. 6 Плана мероприятий по реализации положений Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", утвержденного Поручением Правительства Российской Федерации от 20.10.2011 N ИШ-П13-7371). Срок принятия таких ведомственных нормативных актов - III квартал 2012 г.

Обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти в случае, если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России - федеральный орган исполнительной власти действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, не наделено компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.

Заместитель директора

Департамента развития

федеральной контрактной системы

Л. Г.НЕКРАСОВА

19.12.2011