В ноябре 2011 г. по договору купли-продажи организация приобрела основное средство (нежилое здание), готовое к эксплуатации. Акт приема-передачи подписан в декабре 2011 г
С какого месяца следует начислять налог на имущество организаций, если документы, подтверждающие государственную регистрацию права собственности на недвижимое имущество, организацией еще не получены?
Ответ: Организация должна начислять налог на имущество организаций по приобретенному нежилому помещению, акт приема-передачи которого подписан в декабре 2011 г., с декабря 2011 г. вне зависимости от того, имеются ли у нее документы о регистрации прав на него или нет.
Обоснование: Пункт 1 ст. 374 Налогового кодекса РФ устанавливает, что объектами налогообложения по налогу на имущество для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. ст. 378 и 378.1 НК РФ.
Порядок ведения бухгалтерского учета для основных средств для коммерческих организаций установлен:
- Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденным Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н;
- Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н (далее - Методические указания).
Согласно п. 52 Методических указаний с 2011 г. объекты недвижимости, права собственности на которые не зарегистрированы в установленном законодательством порядке, принимаются к бухгалтерскому учету в качестве основных средств с выделением на отдельном субсчете к счету учета основных средств (в ред. Приказа Минфина России от 24.12.2010 N 186н).
Таким образом, в 2011 г. организация должна начислять налог на приобретенное нежилое помещение вне зависимости от того, имеются ли у нее документы о регистрации прав на него или нет (Письмо Минфина России от 22.03.2011 N 07-02-10/20 (направлено Письмом ФНС России от 31.03.2011 N КЕ-4-3/5085@)).
Налог на имущество организаций начисляется начиная с месяца получения нежилого помещения по акту приема-передачи (декабрь 2011 г). На основании п. 21 ПБУ 6/01 начисление амортизации по приобретенному нежилому помещению начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету. Это - январь 2012 г.
М. В.Стаканов
Консалтинговое объединение ФАКТОР ГРУПП
19.12.2011