Согласно Письму Минфина России от 23.08.2010 N 03-08-05, в силу п. 3 ст. 310 НК РФ в случае выплаты налоговым агентом иностранной организации доходов, которые в соответствии с международными договорами (соглашениями) облагаются налогом на прибыль в РФ по пониженным ставкам, исчисление и удержание суммы налога с доходов производятся налоговым агентом по соответствующим пониженным ставкам при условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту подтверждения, предусмотренного п. 1 ст. 312 НК РФ

Таким образом, применение пониженной ставки по налогу на прибыль у источника выплаты дохода, предусмотренной Соглашением между Правительством РФ и Правительством Республики Индия от 25.03.1997 "Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы" (далее - Соглашение), производится при представлении иностранной организацией, имеющей право на получение такого дохода, вышеуказанного подтверждения налоговому агенту, выплачивающему доход, до даты выплаты дохода.

Российская организация, являющаяся налоговым агентом и выплачивающая доход в виде роялти индийской организации, обязана удержать налог на прибыль у источника выплаты дохода согласно п. 2 ст. 12 Соглашения при условии представления подтверждения постоянного местонахождения на территории Индии данной индийской организации.

Индийская организация представила свидетельство о регистрации (форма 1), выданное 12.05.2008, о том, что организация была учреждена в соответствии с законом о компаниях 1956 г. (N 1 от 1956 г.) и является компанией с ограниченной ответственностью.

Является ли данное свидетельство, датированное 12.05.2008, документом, подтверждающим постоянное местонахождение индийской организации на территории Индии? Имеет ли право российская организация в данном случае применить пониженную ставку по налогу на прибыль при выплате индийской организации роялти в 2011 - 2012 гг.?

Достаточно ли иметь копию указанного свидетельства и его перевод на русский язык или же необходимо получить оригинал свидетельства с апостилем?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 19 декабря 2011 г. N 03-08-05

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел запрос относительно формы документов, подтверждающих постоянное местонахождение на территории Индии, для целей применения положений Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индия об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы от 25.03.1997 (далее - Соглашение) и сообщает.

В соответствии с п. 3 ст. 310 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в случае выплаты налоговым агентом иностранной организации доходов, которые в соответствии с международными договорами (соглашениями) облагаются налогом в Российской Федерации по пониженным ставкам, исчисление и удержание суммы налога с доходов производятся налоговым агентом по соответствующим пониженным ставкам при условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту подтверждения, предусмотренного п. 1 ст. 312 Кодекса. При этом в случае выплаты доходов российскими банками по операциям с иностранными банками подтверждения факта постоянного местонахождения иностранного банка в государстве, с которым имеется международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, не требуется, если такое местонахождение подтверждается сведениями общедоступных информационных справочников.

Согласно п. 1 ст. 312 Кодекса при применении положений международных договоров Российской Федерации иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства. В случае если данное подтверждение составлено на иностранном языке, налоговому агенту предоставляется также перевод на русский язык.

Пунктом 5.3 разд. II Методических рекомендаций налоговым органам по применению отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации, касающихся особенностей налогообложения прибыли (доходов) иностранных организаций, утвержденных Приказом МНС России от 28.03.2003 N БГ-3-23/150 (далее - Методические рекомендации), предусмотрено, что Кодекс не устанавливает обязательной формы документов, подтверждающих постоянное местопребывание в иностранном государстве.

Такими документами могут являться справки по форме, установленной внутренним законодательством этого иностранного государства, а также справки в произвольной форме. Указанные справки рассматриваются как подтверждающие постоянное местопребывание иностранной организации в случае, если в них содержится следующая или аналогичная по смыслу формулировка:

"Подтверждается, что организация... (наименование организации)... является (являлась) в течение... (указывается период)... лицом с постоянным местопребыванием в... (указывается государство)... в смысле Соглашения (указывается наименование международного договора) между Российской Федерацией/СССР и (указывается иностранное государство)".

Поскольку постоянное местопребывание в иностранных государствах определяется на основе различных критериев, соответствие которым устанавливается на момент обращения за получением необходимого документа, в выдаваемом документе должен быть указан конкретный период (календарный год), в отношении которого подтверждается постоянное местопребывание. При этом указанный период должен соответствовать тому периоду, за который причитаются выплачиваемые иностранной организации доходы.

Налоговому агенту представляется только одно подтверждение постоянного местонахождения иностранной организации за каждый календарный год выплаты доходов, независимо от количества и регулярности таких выплат, видов выплачиваемых доходов и т. п.

В документах, подтверждающих постоянное местопребывание, проставляются печать (штамп) компетентного (или уполномоченного им) в смысле соответствующего соглашения об избежании двойного налогообложения органа иностранного государства и подпись уполномоченного должностного лица этого органа.

Такие документы, как свидетельства о регистрации на территории иностранных государств (сертификаты об инкорпорации), выписки из торговых реестров и т. п., не могут рассматриваться в качестве документов, подтверждающих в налоговых целях постоянное местонахождение организации в иностранном государстве.

Учитывая вышеизложенное, свидетельство о регистрации индийской компании не может быть принято в качестве подтверждения постоянного местонахождения данной организации на территории Индии для целей применения Соглашения.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Н. А.КОМОВА

19.12.2011