Строительная организация приобрела автомобили, нормы расхода ГСМ по которым не утверждены Минтрансом России. Вправе ли организация учитывать для целей исчисления налога на прибыль расходы на ГСМ по нормам, разработанным на основе технической документации на автомобиль, или необходимо обратиться в специализированную организацию?

Ответ: Принимая во внимание часть арбитражной практики, можно сделать вывод, что строительная организация, которая приобрела автомобили, нормы расхода ГСМ по которым не утверждены Минтрансом России, вправе учитывать для целей исчисления налога на прибыль расходы на ГСМ по нормам, разработанным на основе технической документации на автомобиль, не обращаясь в научные организации. Однако в этом случае нельзя исключать разногласий с налоговыми органами. Так, согласно позиции Минфина России, организация вправе применять нормы расхода ГСМ, основанные на технических рекомендациях производителя, но лишь до тех пор, пока научная организация, осуществляющая разработку таких норм в установленном порядке по специальной программе-методике, не разработала нормы расхода ГСМ по индивидуальной заявке на такой транспорт.

Обоснование: Организация может учитывать расходы на приобретение горюче-смазочных материалов либо в составе материальных расходов, либо в составе прочих расходов как расходы на содержание служебного транспорта (пп. 5 п. 1 ст. 254, пп. 11 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ). При этом ограничений по учету расходов на ГСМ при исчислении налога на прибыль организаций не предусмотрено.

В то же время расходы должны быть обоснованными, документально подтвержденными, то есть произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).

По мнению Минфина России (Письма от 03.09.2010 N 03-03-06/2/57, от 22.06.2010 N 03-03-06/4/61), при определении обоснованности затрат налогоплательщику следует учитывать нормы расхода ГСМ на автомобильном транспорте, установленные Методическими рекомендациями "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте" (Приложение к Распоряжению Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р "О введении в действие Методических рекомендаций "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте", далее - Методические рекомендации).

А для автомобилей, на которые Минтрансом России не утверждены нормы расхода топлива, руководители организаций могут вводить в действие своим приказом нормы, разработанные по индивидуальным заявкам в установленном порядке научными организациями, осуществляющими разработку таких норм по специальной программе-методике (п. 6 Методических рекомендаций).

До тех пор, пока соответствующая организация не разработала нормы расхода ГСМ, Минфин России рекомендует применять нормы расхода ГСМ, основанные на технических рекомендациях производителя (Письмо Минфина России от 10.06.2011 N 03-03-06/4/67).

При этом Методическими рекомендациями не предусмотрено и Минфин России не поясняет, в течение какого времени после приобретения автомобиля организация обязана обратиться в научную организацию для разработки норм.

В то же время вопросы, связанные с налогообложением, регулируются законодательством о налогах и сборах (ст. 2 НК РФ). При этом распоряжения Минтранса России не относятся к налоговому законодательству (п. 1 ст. 1 НК РФ). Следовательно, нормы Минтранса России не регулируют вопросы учета расходов на ГСМ для целей налогообложения. Такую позицию занимают некоторые суды (Постановления ФАС Московского округа от 25.09.2007, 28.09.2007 N КА-А41/9866-07, ФАС Центрального округа от 04.04.2008 N А09-3658/07-29, ФАС Северо-Кавказского округа от 15.12.2010 N А53-3254/2010).

Однако есть и судебные решения в поддержку того, что нормы Минтранса России обязательны (Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 01.12.2008 N Ф04-7500/2008(16942-А27-37), ФАС Дальневосточного округа от 07.07.2010 N Ф03-4439/2010).

Следовательно, строительная организация вправе учитывать для целей исчисления налога на прибыль расходы на ГСМ по нормам, разработанным на основе технической документации на автомобиль, не обращаясь в научные организации. Однако в этом случае нельзя исключать разногласий с налоговыми органами.

Ю. А.Иноземцева

Издательство "Главная книга"

16.12.2011