Договор аренды транспортных средств
(Калпин А. Г.) ("Гражданское право", 2006, N 2) Текст документаДОГОВОР АРЕНДЫ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
А. Г. КАЛПИН
Калпин А. Г., заведующий кафедрой гражданского права и процесса Государственного университета управления, доктор юридических наук, профессор.
Аренда транспортных средств представляет собой один из видов договора имущественного найма (аренды). Основанием для выделения этого вида аренды послужила надобность в принятии ряда специальных норм, в которых учитывалась бы специфика временного предоставления за плату во владение и пользование определенного имущества - транспортного средства. Под транспортным средством понимается техническое устройство, способное к перемещению в пространстве и используемое для достижения целей, стоящих перед транспортом соответствующего вида. Предоставление транспортного средства может сопровождаться также оказанием услуг по управлению им и по его технической эксплуатации. В зависимости от этого аренда транспортных средств разделяется на две разновидности - аренда транспортного средства с экипажем (ст. 632 - 641 ГК) и аренда транспортного средства без экипажа (ст. 642 - 649).
1. Договор аренды транспортного средства с экипажем
Помимо правил об аренде транспортных средств с экипажем, содержащихся в параграфе 3 гл. 34 ГК, особенности аренды отдельных видов транспортных средств могут быть отражены в транспортных уставах и кодексах (ст. 641 ГК). В настоящее время правила об аренде транспортных средств содержатся в Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации <*> и в Кодексе внутреннего водного транспорта Российской Федерации <**>. -------------------------------- <*> СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2207. <**> СЗ РФ. 2001. N 11. Ст. 1001.
Договор аренды транспортного средства с экипажем должен быть признан двусторонне обязывающим, возмездным, срочным, транспортное средство подлежит возврату арендодателю по окончании обусловленного времени в том состоянии, в каком его получил арендатор с учетом нормального износа. Арбитражный суд Москвы удовлетворил иск банка "Замоскворецкий" о взыскании с арендатора расходов по восстановительному ремонту инкассаторского автомобиля. Автомашина имела такие повреждения, которые выходили за рамки нормального износа <*>. -------------------------------- <*> Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 23 октября 2001 г. N КГ-А40/6007-01 // Справочная правовая система.
Если исходить из буквального содержания ч. 1 ст. 632 ГК РФ, то договор аренды транспортного средства с экипажем должен быть признан реальным, т. е. заключенным с момента передачи арендатору транспортного средства. Однако на морском (ст. 198 КТМ), внутреннем водном (п. 6 ст. 60 КВВТ) и воздушном транспорте (ст. 115 ВК) такой договор сконструирован как консенсуальный. Предмет договора аренды транспортного средства с экипажем складывается из двух элементов. Первым из них служит предоставление арендатору своеобразного имущества - транспортного средства. Предоставление понимается прежде всего как передача арендатору на время правомочия пользования, права коммерческой эксплуатации транспортного средства. Что касается правомочия владения транспортным средством, то оно и на время аренды остается за арендодателем, сохраняющим контроль над членами экипажа. Для них обязательны распоряжения арендодателя, относящиеся к управлению и технической эксплуатации транспортного средства. Вторым элементом предмета рассматриваемого договора служит оказание услуг по управлению транспортным средством и его технической эксплуатации. Оказание таких услуг выходит за пределы аренды и сближает рассматриваемый договор с договорами об оказании услуг, результаты которых не имеют вещественной формы. Однако в новом ГК договоры аренды транспортных средств отнесены к одному из видов договора аренды. Тем самым в законодательстве окончательно решен вопрос о правовой природе договора фрахтования на время (тайм-чартер), бывший ранее применительно к фрахтованию морских судов на время дискуссионным <*>. -------------------------------- <*> По мнению группы ученых (А. Л. Маковский, М. Е. Ходунов, О. А. Красавчиков), тайм-чартер представлял собой разновидность имущественного найма. Другая точка зрения сводилась к тому, что тайм-чартер - это самостоятельный, особый договор морского права (О. С. Иоффе, В. К. Райхер, В. Т. Смирнов).
В изъятие из общего правила о форме и обязанности государственной регистрации договора аренды (ст. 609 ГК) договор аренды транспортного средства с экипажем безотносительно к сроку его действия и его субъектному составу должен быть заключен в письменной форме. При аренде морских, воздушных, а также судов внутреннего водного плавания договоры, как правило, заключаются с использованием проформ (стандартных форм) чартеров. В проформе с учетом рода (вида) груза, направления перевозки и других факторов излагаются общие, как правило, постоянные условия аренды судна. На морском транспорте наиболее широкое применение получила универсальная проформа фрахтования судна на время с экипажем "Балтайм". Эта проформа была разработана БИМКО в 1939 г., а затем в 1950 г. изменена и дополнена Советом по документации Палаты судоходства Великобритании. При найме судов, следующих из портов американского континента в Европу, используется проформа "Нью-Йорк продьюс", разработанная в 1913 г. и в последний раз пересмотренная в 1946 г. Условия договора, содержащиеся в проформах, не обязательны для сторон. Они могут их изменить или дополнить. Значение же проформ двояко. Во-первых, одобрение условий, содержащихся в проформе, ускоряет и облегчает процесс заключения договора. Во-вторых, использование проформ способствует единообразному применению условий договора. Несоблюдение требования письменного оформления договора аренды транспортного средства не влечет его недействительности. В случае спора стороны лишаются права в подтверждение договора и его условий ссылаться на свидетельские показания, но вправе приводить письменные и другие доказательства. Правило о государственной регистрации договоров аренды недвижимого имущества (п. 2 ст. 609 ГК) к аренде транспортных средств с экипажем не применяется. Неприменение этого правила направлено на то, чтобы способствовать широкому внедрению этого договора в хозяйственный оборот путем упрощения и облегчения процедуры его заключения. Согласно п. 2 ст. 632 ГК РФ правила о возобновлении договора аренды на неопределенный срок при отсутствии возражений арендодателя и о преимущественном праве арендатора на заключение договора аренды на новый срок к этому договору также не подлежат применению. Передаваемое арендатору транспортное средство должно быть пригодным для немедленного использования. Это предполагает его надлежащее техническое состояние, прочность и исправность, надежность его систем, конструкций, механизмов и приспособлений. В течение всего срока аренды арендодатель обязан поддерживать надлежащее состояние сданного в аренду транспортного средства, предоставляя все необходимые материалы и принадлежности и заменяя изношенные части и механизмы, проводя текущий и капитальный ремонт. Предоставление со стороны арендодателя услуг по управлению и технической эксплуатации транспортного средства имеет целью обеспечить его нормальное и безопасное использование в соответствии с условиями договора. Эта цель достигается путем укомплектования транспортного средства достаточным по численности и квалифицированным экипажем. Экипаж с передачей транспортного средства арендатору оказывается в двойном подчинении. Оставаясь работниками арендодателя и по-прежнему подчиняясь ему в вопросах управления и технической эксплуатации, члены экипажа обязаны также подчиняться распоряжениям арендатора, касающимся коммерческой эксплуатации транспортного средства. Коммерческая эксплуатация представляет собой пользование транспортным средством и услугами экипажа на условиях договора. Арендатор, таким образом, не может эксплуатировать транспортное средство вне зависимости от целей аренды, указанных в договоре. Рассматривая иск ОАО "Дальневосточное морское пароходство" к ОАО "Владивосток-Авиа", суд выяснил, что ответчик предоставил в распоряжение истца вертолет для ледовой разведки. Однако истец использовал вертолет для доставки коммерческих грузов жителям одного из прибрежных поселков. Выяснив, что арендованное имущество использовалось вопреки условиям договора не по назначению, суд отказал истцу в возмещении убытков, связанных с катастрофой вертолета <*>. -------------------------------- <*> Обозрение: Судебные новости. 2000. N 2.
Арендодатель должен выплачивать заработную плату экипажу, а также нести иные расходы по его содержанию. Помимо того, арендодатель принимает на себя и такую постоянную часть эксплуатационных расходов, как расходы по страхованию транспортного средства и ответственности за ущерб, который может быть нанесен вследствие его эксплуатации. Переменная часть эксплуатационных затрат - оплата топлива, смазочных масел и других материалов, расходуемых в процессе эксплуатации, налоги и сборы и т. п. - падает на арендатора. Помимо упомянутых расходов, арендатор обязан своевременно вносить арендную плату (на морском транспорте - фрахт). Арендная плата обычно исчисляется из суточной или месячной ставки за соответствующее транспортное средство (на водном транспорте иногда из ставки за одну тонну водоизмещения судна в месяц). Степень эффективности и рентабельности его эксплуатации не отражается на размере арендной платы. Например, Федеральный арбитражный суд Московского округа отклонил объяснения арендатора о том, что задолженность по арендной плате не подлежит взысканию, так как работы, для которых были арендованы автомашины, были приостановлены. Как указал суд, "остановка работ не прекращает обязательства по аренде" <*>. -------------------------------- <*> Постановление от 13 мая 2003 г. N КГ-А40/2517-03 // Справочная правовая система.
В силу п. 2 ст. 208 КТМ РФ в случае просрочки фрахтователем (т. е. арендатором) уплаты фрахта свыше четырнадцати календарных дней судовладелец имеет право без предупреждения изъять судно у фрахтователя и взыскать с него причиненные такой просрочкой убытки. Аналогичное правило в отношении арендуемого судна содержится и в п. 5 ст. 65 КВВТ РФ с той лишь разницей, что право на изъятие судна возникает у судовладельца в случае задержки арендной платы более чем на 15 суток. В соответствии с общими положениями об аренде (ст. 619 ГК РФ) досрочное расторжение договора аренды судом допустимо, в частности, только в случае, когда арендатор более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа не вносит арендную плату. Приведенные правила КТМ и КВВТ не соответствуют ст. 619 ГК РФ, поэтому они не имеют силы. Арбитражная практика при решении вопроса о расторжении договора аренды транспортного средства с экипажем также исходит из предписаний ГК РФ. Так, Арбитражный суд Москвы нашел обоснованным иск ЗАО "Озерское СМУ" к ЗАО "ЭкоРозен и К" о досрочном расторжении договора аренды транспортного средства. При этом суд сослался на невнесение арендной платы "более чем за два срока подряд". Федеральный арбитражный суд Московского округа оставил решение суда Москвы без изменений <*>. -------------------------------- <*> Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 27 июня 2002 г. N КГ-А40/3286-02 // Справочная правовая система.
При аренде транспортного средства с экипажем арендатор, если договором не предусмотрено другое, вправе без согласия арендодателя сдавать транспортное средство в субаренду (п. 1 ст. 638 ГК). Арендатор может без согласия арендодателя заключать иные договоры, касающиеся коммерческой эксплуатации транспортного средства. По отношению к своим контрагентам арендатор в таких случаях выступает как перевозчик, буксировщик, спасатель и т. п. Он несет ответственность перед ними по условиям соответствующего договора.
2. Договор аренды транспортного средства без экипажа
Предметом такого договора служит только предоставление арендатору во временное владение и пользование индивидуально-определенного имущества - транспортного средства. Отношения по найму транспортного средства в этом случае не сочетаются с отношениями по оказанию услуг. Правовое регулирование отношений по аренде транспортного средства без экипажа во многом совпадает с арендой транспортного средства с экипажем. Так, к этому договору также не применяются правила о возобновлении договора аренды на неопределенный срок и о преимущественном праве арендатора на заключение договора на новый срок (п. 2 ст. 642 ГК). К аренде транспортного средства без экипажа применяется правило об обязательности письменной формы независимо от срока действия договора. Для его заключения на морском, внутреннем водном и воздушном транспорте используются стандартные, типографски отпечатанные формы (проформы) договоров аренды соответствующего транспортного средства без экипажа (в настоящее время - проформа бербоут-чартера "Беркон-2001"). На данный договор также не распространяется правило о государственной регистрации транспортного средства, если оно относится к недвижимому имуществу (п. 2 ст. 609 ГК). На основании данного договора правомочия владения и пользования транспортным средством переходят от арендодателя к арендатору. Последнему во всех отношениях подчиняется экипаж. Члены экипажа являются работниками арендатора. Через подчиненный ему экипаж арендатор безраздельно осуществляет контроль за транспортным средством, управление им, его эксплуатационно-техническое обслуживание. В полной мере арендатору принадлежит также правомочие пользования транспортным средством. Оно может эксплуатироваться арендатором для целей, обозначенных в договоре или вытекающих из предназначенности данного транспортного средства. На арендатора падают риски подобной эксплуатации. Вместе с тем он получает всю прибыль от эксплуатации транспортного средства. Полный переход к арендатору полномочий владения и пользования транспортным средством предопределяет оплату расходов на его содержание. Арендатор снабжает его всеми необходимыми припасами, топливом, смазочными материалами, краской и т. п. На нем лежит обязанность производства его капитального и текущего ремонта. Если иное не предусмотрено договором аренды, он несет все расходы по эксплуатации, выплачивает зарплату и доставляет продовольствие и необходимые припасы экипажу, оплачивает налоги и сборы, расходы по страхованию транспортного средства. В этом заключено важное отличие аренды транспортного средства без экипажа от аренды с предоставлением услуг экипажа. Обязанность по поддержанию транспортного средства, арендованного без экипажа, арендодатель не несет. После передачи транспортного средства арендатору, упомянутая обязанность лежит на нем. Размер арендной платы, подлежащей уплате арендодателю, период, за который она выплачивается, определяется договором. Содержащиеся в п. 2 ст. 221 КТМ РФ и п. 5 ст. 65 КВВТ РФ правила о возможности изъятия судна у фрахтователя (арендатора) при задержке фрахта (арендной платы) свыше 14 дней или 15 суток не должны применяться ввиду их противоречия ст. 619 ГК РФ. Если договором не предусмотрено иное, арендатор вправе без согласия арендодателя сдавать арендованное транспортное средство в субаренду на условиях аренды транспортного средства с экипажем или без экипажа, а также заключать с третьими лицами любые иные договоры, не противоречащие условиям договора аренды или назначению транспортного средства. ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. В тексте статьи, видимо, допущена опечатка: имеется в виду "арендатора транспортного средства с экипажем", а не "арендатора транспортного средства без экипажа". ------------------------------------------------------------------ Поскольку арендатор по договору аренды транспортного средства без экипажа признается владельцем транспортного средства, он в отличие от арендатора транспортного средства без экипажа несет ответственность за вред, причиненный третьим лицам транспортным средством по правилам гл. 59 ГК.
Название документа