О законопроекте, направленном на сокращение перечней не подлежащего отчуждению государственного и муниципального имущества, установленных ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ, а также на совершенствование механизмов реализации преимущественного права выкупа субъектами малого и среднего предпринимательства арендуемого ими недвижимого имущества; о нецелесообразности освобождения от уплаты НДС всех сделок в рамках Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ с момента введения его в действие

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 15 декабря 2011 г. N ОГ-Д05-2499

Департамент развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России (далее - Департамент) рассмотрел обращение по вопросу реализации Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ) и сообщает.

В соответствии с п. 4 разд. I Протокола заседания Правительственной комиссии по развитию малого и среднего предпринимательства от 21.04.2011 N 1 Минэкономразвития России совместно с органами власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления поручено рассмотреть вопрос внесения изменений в законодательство Российской Федерации, касающихся сокращения перечней не подлежащего отчуждению государственного и муниципального имущества, установленных ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ).

По мнению Минэкономразвития России, сокращение указанных перечней возможно осуществить исключительно за счет одновременного расширения права выкупа арендуемого имущества субъектам малого и среднего предпринимательства.

В настоящий момент Минэкономразвития России разработало законопроект, направленный на сокращение перечней не подлежащего отчуждению государственного и муниципального имущества, установленных ч. 4 ст. 18 Федерального закона N 209-ФЗ, в том числе включающий следующие изменения:

- ограничение права субъектов Российской Федерации по определению предельных значений площади в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или в муниципальной собственности, на которое распространяется преимущественное право субъектов малого и среднего предпринимательства на его выкуп;

- расширение числа субъектов малого и среднего предпринимательства, обладающих преимущественным правом приобретения арендуемого имущества, за счет определения даты, на которую субъекты малого и среднего предпринимательства должны арендовать государственное (муниципальное) имущество не менее двух лет, с 5 августа 2011 г., а также предоставление аналогичного права субъектам малого и среднего предпринимательства, являющимся арендаторами имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными или муниципальными унитарными предприятиями, при условии сохранения возможности для унитарного предприятия осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены его уставом;

- приостановка течения 30-дневного срока, установленного для подписания субъектами малого и среднего предпринимательства договора купли-продажи арендуемого имущества, в случае возникновения спора о результатах определения рыночной стоимости имущества;

- закрепление понятия "рассрочка платежа" как равных ежемесячных или ежеквартальных платежей, а также законодательное закрепление срока рассрочки не менее чем три года;

- наделение субъектов малого и среднего предпринимательства правом повторного обращения с заявлением о реализации преимущественного права приобретения арендуемого имущества в случае, если нормы, послужившие причиной для отказа, утратили силу.

В части вопроса об освобождении от уплаты налога на добавленную стоимость всех сделок в рамках Федерального закона N 159-ФЗ с момента введения указанного Закона в действие сообщаем, что согласно абз. 2 п. 3 ст. 161 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в редакции Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 января 2009 г. при реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, НДС уплачивается в федеральный бюджет налоговыми агентами - покупателями (получателями) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

С 1 апреля 2011 г. вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2010 N 395-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в соответствии с которым операции по реализации на территории Российской Федерации государственного или муниципального имущества для субъектов малого и среднего предпринимательства не признаются объектом налогообложения по НДС, при этом не признаются объектом сделки, заключенные после 1 апреля текущего года.

О внесении изменений в части освобождения от уплаты НДС всех сделок в рамках Федерального закона N 159-ФЗ с момента введения указанного Закона в действие сообщаем, что указанное изменение потребует перераспределения поступлений между федеральным и региональным бюджетами, поскольку при возврате перечисленных сумм в связи с уплатой налога на добавленную стоимость (федеральный бюджет) потребуется корректировка налоговой базы по налогу на прибыль (региональный бюджет).

На основании изложенного указанное предложение не поддерживается.

Врио директора

Департамента развития малого

и среднего предпринимательства

В. Ю.МЕЛЬНИКОВ

15.12.2011