В 2010 г. основным видом экономической деятельности организации было проектирование. С начала 2011 г. организация занимается ресторанным бизнесом, однако сведения о кодах ОКВЭД внесены в ЕГРЮЛ в апреле 2011 г. Может ли организация учитывать расходы на приобретение ресторанного оборудования в целях налога на прибыль, если оно было приобретено до внесения изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ? Уставом общества ограничений по видам деятельности не установлено

Ответ: Если в 2010 г. основным видом экономической деятельности организации было проектирование, а с начала 2011 г. организация занимается ресторанным бизнесом, однако сведения о кодах Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1) (утв. Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст) (далее - ОКВЭД) внесены в ЕГРЮЛ в апреле 2011 г., то для целей исчисления налога на прибыль организация вправе учесть расходы на приобретение оборудования независимо от факта подачи сведений о кодах ОКВЭД регистрирующему органу, при условии соответствия таких расходов требованиям ст. 252 Налогового кодекса РФ.

Обоснование: Согласно ст. 49 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Таким образом, по общему правилу юридические лица - коммерческие организации имеют общую (универсальную) правоспособность. Это означает, что они могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. В частности, ООО и АО могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", п. 4 ст. 2 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах").

Исключения из этого правила могут быть установлены законом, например, согласно п. 4 ст. 11 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" юридическое лицо, осуществляющее деятельность фондовой биржи, не вправе совмещать указанную деятельность с иными видами деятельности.

В рассматриваемой ситуации организация осуществляет виды деятельности, для которых такого рода ограничения не установлены.

В соответствии с Федеральным законом от 23.12.2003 N 185-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с 1 января 2004 г. в состав сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, включены сведения о кодах по ОКВЭД.

Однако до 1 января 2011 г. законодательством не была установлена обязанность по сообщению юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами в регистрирующий орган сведений о кодах по ОКВЭД в случае их изменения. Данный вывод подтверждается Письмом ФНС России от 26.09.2005 N ВЕ-6-09/795@.

Федеральным законом от 27.07.2010 N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" были внесены изменения в п. 5 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", согласно которым начиная с 1 января 2011 г. хозяйствующие субъекты, в том числе юридические лица, в течение трех рабочих дней с момента изменения кодов по ОКВЭД обязаны сообщить о данном факте в регистрирующий орган. В связи с закреплением данной обязанности в законодательном порядке организации, своевременно не сообщившие об изменении кодов по ОКВЭД в регистрирующий орган, будут нести административную ответственность, предусмотренную ч. 3 ст. 14.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Фактически это единственное негативное последствие осуществления деятельности, код по ОКВЭД которой не был сообщен в налоговую инспекцию. Законодательный запрет на осуществление деятельности, не охваченной заявленными кодами по ОКВЭД, отсутствует: присвоение организации какого-либо кода по ОКВЭД не лишает ее права осуществлять иные виды деятельности (Постановления ФАС Поволжского округа от 29.09.2010 по делу N А55-30696/2009, от 11.11.2008 по делу N А55-1836/08).

Как указано во введении к ОКВЭД, присвоение кодов по ОКВЭД имеет своей целью лишь классификацию и кодирование видов экономической деятельности и информации о них.

Таким образом, сообщение или несообщение регистрирующему органу сведений об изменении основного вида хозяйственной деятельности и соответствующих кодов ОКВЭД не влияет на порядок отражения хозяйственных операций в бухгалтерском и налоговом учете организации. Следовательно, организация вправе учесть расходы на приобретение оборудования в соответствии с применяемым организацией порядком учета независимо от факта подачи сведений регистрирующему органу при условии соответствия таких расходов требованиям ст. 252 НК РФ.

О. В.Болотова

ЗАО "ТЛС-ГРУП"

Региональный информационный центр

Сети КонсультантПлюс

15.12.2011