Пути решения проблем транспортных перевозок населения муниципальных округов

(Булатов Р. Б.) ("Транспортное право", 2006, N 2) Текст документа

ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ТРАНСПОРТНЫХ ПЕРЕВОЗОК НАСЕЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОКРУГОВ

Р. Б. БУЛАТОВ

Местное самоуправление - очень емкая тема. Оно распространяется на все, что касается человека и его жизни в конкретном городе или селе. Неудачно разграничили полномочия, провели замену льгот денежными выплатами, льготный проезд на транспорте отменили - муниципалитеты в полномочиях не отвечают за это напрямую, но косвенно это их затрагивает, потому что общественный транспорт люди считают муниципальным (так как он обслуживает население муниципальных образований. Но юридически это не так, об этом мы уже упоминали). Круг вопросов местного значения поселений достаточно широк, в него входит четыре основных блока вопросов. Это экономика и финансы; жилищно-коммунальное хозяйство, строительство, транспорт, связь и благоустройство; социальная политика; общественная безопасность. К числу одних из наиболее важных для населения вопросов относятся: - содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов поселения; - транспортные услуги населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения. Предполагается, что транспортные проблемы муниципальных округов могут решиться иным образом - косвенным. Городским властям, чтобы не повторить былых ошибок, нужно вспомнить время, когда шла приватизация. Говорили, что разрешается приватизировать объекты с условием, чтобы они не меняли своей потребительской направленности, скажем, магазин "Молоко" должен остаться молочным магазином. Власти этого не отследили. Сегодня в магазине "Молоко" можно найти казино. Когда велась плановая застройка микрорайонов, обязательным условием было наличие молочного, хлебного магазинов, детсада, школы и т. д. Сейчас мэр Москвы Юрий Лужков предпринимает усилия, чтобы вернуть торговые и бытовые услуги первой необходимости в жилые массивы в так называемой шаговой доступности, чтобы к этим социально важным объектам не надо было ехать на транспорте. Наряду с изучением проблемы в отдельных местах уже осуществляются конкретные и успешные меры по ее разрешению. Решением Петрозаводского городского Совета от 20 апреля 2005 г. N XXV/XV-110 утверждено Положение "Об организации пассажирских перевозок на территории г. Петрозаводска". Этот документ закрепляет компетенцию органов местного самоуправления города и главы самоуправления города в сфере организации пассажирских перевозок. В частности, глава самоуправления г. Петрозаводска: "2.2.2. Создает при администрации г. Петрозаводска комиссию по организации пассажирских перевозок на территории г. Петрозаводска. <...> 2.2.4. Утверждает маршруты городского общественного пассажирского транспорта регулярного сообщения в порядке, установленном настоящим Положением и Положением о комиссии по организации пассажирских перевозок на территории г. Петрозаводска. 2.2.5. Утверждает порядок согласования расписания движения по маршрутам городского общественного пассажирского транспорта регулярного сообщения администрацией г. Петрозаводска в соответствии с требованиями настоящего Положения. <...> 2.3.2. Определяет пропускную способность муниципальных дорог при согласовании расписания движения по маршрутам городского общественного пассажирского транспорта регулярного сообщения по согласованию с государственными органами, обеспечивающими безопасность дорожного движения". Данное Постановление установило, что "перевозчики осуществляют перевозку пассажиров на основании договора перевозки транспортом общего пользования". В свою очередь, Постановлением главы самоуправления города Петрозаводска от 25 мая 2005 г. N 1141 "Об организации пассажирских перевозок на территории г. Петрозаводска" объявлены требования к организации маршрутов городского общественного пассажирского транспорта регулярного сообщения. Следует отметить, администрация г. Петрозаводска, как правило, привлекает к осуществлению перевозок на основных маршрутах городского общественного пассажирского транспорта регулярного сообщения муниципальные унитарные транспортные предприятия. Иные перевозчики привлекаются к осуществлению перевозок на основных маршрутах городского общественного пассажирского транспорта регулярного сообщения на основании конкурса, проводимого в порядке, установленном Положением о комиссии по организации пассажирских перевозок на территории г. Петрозаводска. Разрешение проблемы транспорта органами местного самоуправления связано и с другой организационно-правовой проблемой. Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения (ст. 14) относит: "...5) содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения" <*>. -------------------------------- <*> Федеральный закон от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Российская газета. 2003. 8 окт.

Этот вопрос органы местного самоуправления поселения, в частности, решают путем реализации требований, предусмотренных п. 4.13 Строительных норм и правил Российской Федерации (от 1 января 2005 г.): "Мероприятия по закрытию улиц, ограничению движения транспорта, изменению движения общественного транспорта, предусмотренные стройгенпланом и согласованные при его разработке, перед началом работ окончательно согласовываются с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения органов внутренних дел и учреждениями транспорта и связи органа местного самоуправления. После исчезновения необходимости в ограничениях указанные органы должны быть поставлены в известность".

Название документа