При наличных денежных расчетах с покупателями ИП использовал ККМ модели "Меркурий-115Ф". ИФНС указала на необходимость снять с регистрации данный кассовый аппарат, так как прошло семь лет с начала его эксплуатации. Вправе ли ИП в дальнейшем использовать ККМ модели "Меркурий-115Ф"?

Ответ:

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ

ПО Г. МОСКВЕ

ПИСЬМО

от 12 декабря 2011 г. N 17-15/120064

Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт на территории РФ применяются модели ККТ, включенные в Государственный реестр.

На основании п. 5 ст. 3 Закона N 54-ФЗ в случае исключения из Государственного реестра ранее применявшихся моделей ККТ их дальнейшая эксплуатация осуществляется до истечения нормативного срока их амортизации.

Продолжительность срока амортизации определяется с учетом утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы.

Кассовая техника является средством механизации и автоматизации управленческого и инженерного труда и отнесена к четвертой амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше пяти лет до семи лет включительно).

В случае исключения модели ККТ из Государственного реестра в целях определения возможности ее дальнейшего использования следует исходить из нормативного срока амортизации, составляющего до семи лет включительно, независимо от первоначальной стоимости такой техники.

Порядок регистрации, перерегистрации и снятия с регистрации контрольно-кассовой техники регулируется Положением о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 N 470 (далее - Положение), а также Административным регламентом исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по регистрации в установленном порядке контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 10.03.2009 N 19н (далее - Административный регламент).

Пунктом 19 Положения и п. 53 Административного регламента предусмотрено, что в случае истечения нормативного срока амортизации модели контрольно-кассовой техники, исключенной из Государственного реестра, ее снятие с регистрации может осуществляться налоговым органом самостоятельно. При этом налоговый орган уведомляет пользователя о снятии с регистрации указанной контрольно-кассовой техники не позднее дня, следующего за днем истечения нормативного срока ее амортизации.

Индивидуальный предприниматель зарегистрировал 17 июня 2010 г. одну контрольно-кассовую машину модели ЭКР 2102К, которая включена в Государственный реестр для эксплуатации на территории РФ. Ранее зарегистрированная ИП для наличных денежных расчетов ККТ модели "Меркурий-115Ф" (версия 03) 2003 года выпуска исключена из Государственного реестра ККТ. Срок амортизации ККТ составляет семь лет.

ИФНС известила ИП об исключении принадлежащей ККТ из Государственного реестра и уведомила о снятии с регистрации ККТ модели "Меркурий-115Ф". Данная ККТ снята с регистрации в одностороннем порядке.

Таким образом, в соответствии с законодательством о применении контрольно-кассовой техники использование при наличных денежных расчетах моделей ККТ, исключенных из Государственного реестра, неправомерно и недопустимо.

В соответствии с ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ неприменение в установленных федеральными законами случаях ККТ, применение ККТ, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством РФ порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1500 до 2000 руб.; на должностных лиц - от 3000 до 4000 руб.; на юридических лиц - от 30 000 до 40 000 руб.

Заместитель

руководителя Управления

советник государственной

гражданской службы РФ

1 класса

В. А.НОСЕНКОВ

12.12.2011