В сентябре налоговые инспекторы проводили проверку в организации на предмет оборудования кассовой комнаты. Были выявлены нарушения: отсутствие сигнализации, второй двери, решетки на окнах, окошка выдачи денег. Наложены штрафы за административное правонарушение в размере 40 000 руб. на организацию и 4000 руб. на руководителя. Правомерны ли действия налоговой инспекции?

Ответ: Выявленные нарушения оборудования организацией кассовой комнаты (отсутствие сигнализации, второй двери, решетки на окнах, окошка выдачи денег) влекут наложение административных штрафов на основании ст. 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. При этом данные правонарушения могут быть признаны судом малозначительными.

Обоснование: Статьей 15.1 КоАП РФ предусмотрено наложение штрафов на юридических лиц (от 40 000 до 50 000 руб.) и должностных лиц (от 4000 до 5000 руб.) за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, под которыми для целей указанной статьи понимается:

- осуществление расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров;

- неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности;

- несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств;

- накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.

Согласно п. 3 Единых требований по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией помещений касс предприятий (Приложение N 3 к Порядку ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденному Решением Совета директоров Банка России 22.09.1993 N 40) для обеспечения сохранности наличных денежных средств и ценностей предусмотрено оборудование изолированного помещения кассы в соответствии с требованиями по технической укрепленности помещений касс предприятий. Нарушение указанных требований является основанием для наложения административных штрафов на основании ст. 15.1 КоАП РФ.

Арбитражная практика по данному вопросу довольно противоречива: в ряде случаев указанное нарушение признается судами малозначительным правонарушением, что, в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ, приводит к освобождению от административной ответственности (например, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 31.08.2010 по делу N А39-736/2010).

При этом в соответствии с п. п. 18, 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Вместе с тем есть практика, складывающаяся и в пользу налоговых органов (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 18.01.2011 N А63-6264/2010).

Е. В.Дмитриенко

ООО "КОМПЬЮТЕР ИНЖИНИРИНГ"

Региональный информационный центр

Сети КонсультантПлюс

11.12.2011