Вправе ли орган местного самоуправления для ликвидации последствий лесных пожаров разместить заказ путем проведения запроса котировок без ограничения цены контракта?

Ответ: Орган местного самоуправления вправе разместить заказ путем проведения запроса котировок без ограничения цены контракта, так как ликвидация последствий лесных пожаров является ликвидацией последствий чрезвычайной ситуации.

Обоснование: В соответствии с ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера заказчик, уполномоченный орган проводят предварительный отбор участников размещения заказа, квалификация которых соответствует предъявляемым требованиям и которые могут в возможно короткий срок без предварительной оплаты и (или) с отсрочкой платежа осуществить поставки необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее также - предварительный отбор). По результатам предварительного отбора составляется перечень поставщиков, включающий в себя участников размещения заказа, прошедших предварительный отбор, в целях размещения у них заказа на поставку указанных товаров, выполнение работ либо оказание услуг для нужд заказчиков путем запроса котировок.

На основании ч. 3 указанной статьи перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, устанавливается Правительством РФ. В случае если возникает потребность в товарах, работах, услугах, не предусмотренных таким перечнем, размещение заказов на поставки таких товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляется в соответствии с Законом N 94-ФЗ. При этом, если вследствие непреодолимой силы возникла потребность в товарах, работах, услугах, не предусмотренных таким перечнем, и применение иных способов размещения заказа нецелесообразно в связи с затратой времени, размещение заказа осуществляется у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ. Перечень товаров, работ и услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, утвержден Распоряжением Правительства РФ от 27.02.2006 N 261-р.

Согласно ч. 1 ст. 53 Закона N 94-ФЗ размещение заказа путем запроса котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера осуществляется без ограничения цены контракта.

Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" установлено, что чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

В Письме Минсельхоза России от 10.11.2009 N АС-05-54/7018 понятие лесного пожара дается как стихийное (неуправляемое) распространение огня в лесу, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

Минэкономразвития России в Письме от 12.08.2009 N Д05-4029 к числу чрезвычайных относит такие события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития отношений невозможен из-за их чрезвычайности и непредотвратимости при данных условиях. Они характеризуются непредсказуемостью или неопределенностью во времени наступления и неоднозначностью последствий, могут вызвать человеческие жертвы и нанести материальный ущерб.

Кроме того, согласно положениям ч. 1 ст. 53.6 Лесного кодекса РФ аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении лесных пожаров, являются мероприятиями по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Таким образом, орган местного самоуправления для ликвидации последствий лесных пожаров вправе заключить контракт путем запроса котировок без ограничения цены контракта. Аналогичное мнение приведено в Решении Свердловского областного суда от 21.02.2011 по делу N 72-116/2011.

П. С.Долгополов

Юридическая компания "Юново"

09.12.2011