Юридическое лицо привлекло к трудовой деятельности иностранного гражданина, прибывшего в РФ в порядке, не требующем получения визы. При этом юридическое лицо несвоевременно уведомило об этом факте территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, а также орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте РФ. По данному факту юридическое лицо было привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ. Правомерно ли привлечение юридического лица к административной ответственности по ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ при данных обстоятельствах?

Ответ: Привлечение юридического лица к административной ответственности по ч. 3 ст. 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях за несвоевременное уведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, а также органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, является неправомерным.

Обоснование: Так, ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ установлена административная ответственность, в том числе для юридических лиц, за неуведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, или налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом.

Приказом ФМС России от 28.06.2010 N 147 "О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации" утвержден Порядок представления работодателями или заказчиками работ (услуг) уведомления о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров с иностранными гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года (далее - Порядок).

В соответствии с п. 2 Порядка и п. 9 ст. 13.1 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" работодатель или заказчик работ (услуг), заключивший и расторгнувший трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, а также предоставивший им отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года, обязан в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или расторжения договора, а также предоставления отпуска, уведомить об этом территориальный орган Федеральной миграционной службы и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации (далее - орган службы занятости населения).

Согласно п. 3 Порядка бланк уведомления заполняется разборчиво от руки или с использованием технических средств (пишущей машинки, компьютера) на русском языке. При заполнении уведомления не допускается использование сокращенных слов, аббревиатур и исправлений.

В уведомлении в соответствии с п. 4 Порядка указываются сведения о каждом иностранном работнике, с которым работодатель или заказчик работ (услуг) (далее - уведомитель) заключил или расторг трудовой или гражданско-правовой договор, а также предоставил отпуск без сохранения заработной платы.

В силу п. 6 Порядка уведомление представляется уведомителем либо его законным представителем непосредственно в территориальный орган Федеральной миграционной службы и орган службы занятости населения или направляется почтовым отправлением в указанные органы через организацию федеральной почтовой связи в соответствии с настоящим Порядком.

Таким образом, работодатель, заключивший трудовой договор с иностранным гражданином, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, обязан в течение трех рабочих дней с даты заключения данного договора уведомить об этом территориальный орган Федеральной миграционной службы и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.

При этом исходя из буквального толкования ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ можно сделать вывод, что данной нормой права установлена административная ответственность за неуведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, а не за уведомление их с нарушением срока.

Аналогичные выводы содержатся, к примеру, в п. 21 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", Постановлениях ФАС Московского округа от 14.07.2011 N КА-А40/7467-11 по делу N А40-4573/11-21-49, от 08.07.2011 N КА-А40/7072-11 по делу N А40-82904/10-106-438, Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2011 N 09АП-10343/2011 по делу N А40-3674/11-119-36.

Таким образом, принимая во внимание вышеизложенное, считаем, что привлечение юридического лица к административной ответственности по ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ за несвоевременное уведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, а также органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, является неправомерным.

А. В.Шаталов

Юридическая компания "Юново"

09.12.2011