ООО разрабатывает месторождение россыпного золота, поиски и разведка которого осуществлены за счет собственных средств на основании условий по лицензии на право пользования недрами, которая получена 12.12.2005

В соответствии п. 2 ст. 342 НК РФ ООО уплачивает налог на добычу полезных ископаемых с применением коэффициента 0,7 к налоговой ставке.

Однако налоговые органы при поддержке судебных инстанций считают применение ООО указанного коэффициента налоговым правонарушением, так как налогоплательщик по состоянию на 01.07.2001 не освобожден от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы по ст. 44 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1.

ООО считает неправомерной данную позицию налогового органа, так как ст. 44 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 утратила силу с 01.01.2002 в связи с принятием гл. 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" НК РФ, а лицензия получена 12.12.2005.

При этом ООО считает, что в соответствии с п. 2 ст. 342 НК РФ налогоплательщики уплачивают налог в отношении полезных ископаемых, добытых на соответствующем лицензионном участке, с коэффициентом 0,7:

- осуществившие за счет собственных средств поиск и разведку разрабатываемых ими месторождений полезных ископаемых, или

- полностью возместившие все расходы государства на поиск и разведку соответствующего количества запасов этих полезных ископаемых и освобожденные по состоянию на 01.07.2001 в соответствии с федеральными законами от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы при разработке этих месторождений.

Каков порядок применения п. 2 ст. 342 НК РФ для целей применения понижающего коэффициента 0,7 при исчислении НДПИ?

Правомерна ли в указанном случае позиция ООО?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 9 декабря 2011 г. N 03-06-06-01/29

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу применения понижающего коэффициента 0,7 при уплате налога на добычу полезных ископаемых и сообщает следующее.

Пунктом 2 ст. 342 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что налогоплательщики, осуществившие за счет собственных средств поиск и разведку разрабатываемых ими месторождений полезных ископаемых или полностью возместившие все расходы государства на поиск и разведку соответствующего количества запасов этих полезных ископаемых и освобожденные по состоянию на 1 июля 2001 г. в соответствии с федеральными законами от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы при разработке этих месторождений, уплачивают налог в отношении полезных ископаемых, добытых на соответствующем лицензионном участке, с коэффициентом 0,7.

Из прямого толкования данной нормы следует, что коэффициент 0,7 по налогу на добычу полезных ископаемых может применяться налогоплательщиком при одновременном соблюдении двух условий: осуществлении за счет собственных средств поиска и разведки полезных ископаемых либо полном возмещении государству расходов на поиск и разведку соответствующего количества запасов этих полезных ископаемых и освобождении в установленном порядке по состоянию на 1 июля 2001 г. от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

Поскольку организация разрабатывает месторождение россыпного золота, поиски и разведка которого осуществлены за счет собственных средств на основании лицензии на право пользования недрами от 12.12.2005, и, соответственно, не имеет освобождения по состоянию на 01.07.2001 от уплаты отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, применение указанного коэффициента 0,7 неправомерно, так как соблюдено только одно из условий применения понижающего коэффициента 0,7 при исчислении НДПИ.

То обстоятельство, что общество до вступления в силу гл. 26 Кодекса не являлось плательщиком отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, не может расцениваться как освобождение его от уплаты таких платежей.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. Направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Р. А.СААКЯН

09.12.2011