Организация планирует в своей деятельности осуществлять добычу подземных вод (использование водозаборных скважин). Должна ли организация для осуществления добычи подземных вод (использования водозаборных скважин) получить лицензию на право пользования недрами при добыче подземных вод? Если да, то на основании какой статьи Кодекса РФ об административных правонарушениях организация может быть привлечена к административной ответственности в случае выявления административным органом факта осуществления ею деятельности по добыче подземных вод (использованию водозаборных скважин) без соответствующей лицензии?

Ответ: Для осуществления юридическим лицом добычи подземных вод (использования водозаборных скважин) наличие лицензии на право пользования недрами при добыче подземных вод является необходимым. При этом действия юридического лица, осуществляющего добычу подземных вод (использование водозаборных скважин) без соответствующей лицензии, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 7.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Обоснование: Согласно ст. 7.6 КоАП РФ самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением их условий влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

На основании ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ пользование недрами без лицензии на пользование недрами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.

В соответствии с ч. 3 ст. 9 Водного кодекса РФ физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.

Согласно ст. 11 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

Порядок предоставления лицензий на право пользования недрами регулируется Положением о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденным Постановлением ВС РФ от 15.07.1992 N 3314-1.

Особенности лицензирования при добыче подземных вод регулируются также Инструкцией Роскомнедр от 14.04.1994 "По применению Положения о порядке лицензирования пользования недрами к участкам недр, предоставляемым для добычи подземных вод, а также других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных" (зарегистрировано в Минюсте России 26.05.1994 N 583) (далее - Инструкция).

Так, п. 1.2 Инструкции предусмотрена выдача лицензии на право пользования недрами при добыче подземных вод.

Таким образом, для осуществления юридическим лицом добычи подземных вод (использования водозаборных скважин) наличие лицензии на право пользования недрами при добыче подземных вод является необходимым.

В этой связи считаем, что действия юридического лица, осуществляющего добычу подземных вод (использование водозаборных скважин) без соответствующей лицензии, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ.

Аналогичный вывод содержится, к примеру, в Постановлении Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", а также в Постановлениях ФАС Поволжского округа от 28.06.2011 по делу N А12-23926/2010, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2011 N 17АП-1386/2011-АК по делу N А50-26297/2010.

А. В.Шаталов

Юридическая компания "Юново"

08.12.2011