Какой установлен с 01.01.2012 срок налоговой проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами?
Ответ: По общему правилу, установленному в ст. 105.17 Налогового кодекса РФ, с 01.01.2012 срок проведения налоговой проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами составляет не более шести месяцев. В исключительных случаях данный срок может быть продлен.
Обоснование: 18.07.2011 Президентом РФ был подписан Федеральный закон от 18.07.2011 N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения" (далее - Закон N 227-ФЗ), в соответствии с которым НК РФ помимо внесения изменений в отдельные статьи будет дополнен разд. V.1 "Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании", в котором законодатель в корне меняет правовое регулирование сделок между взаимозависимыми лицами и вводит новый порядок определения рыночных цен, а ст. ст. 20, 40 НК РФ со дня вступления в силу Закона N 227-ФЗ применяются исключительно к сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаны в соответствии с гл. 25 НК РФ до дня вступления в силу указанного Закона. В соответствии с п. п. 1, 5, 6 ст. 4 Закона N 227-ФЗ вышеуказанные положения вступают в силу с 01.01.2012.
В соответствии со ст. 105.1 НК РФ, если особенности отношений между лицами могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц, указанные в настоящем пункте лица признаются взаимозависимыми для целей налогообложения (далее - взаимозависимые лица). Для признания взаимной зависимости лиц учитывается влияние, которое может оказываться в силу участия одного лица в капитале других лиц, в соответствии с заключенным между ними соглашением либо при наличии иной возможности одного лица определять решения, принимаемые другими лицами. При этом такое влияние учитывается независимо от того, может ли оно оказываться одним лицом непосредственно и самостоятельно или совместно с его взаимозависимыми лицами, признаваемыми таковыми в соответствии с настоящей статьей.
Сделки между взаимозависимыми лицами признаются контролируемыми в соответствии со ст. 105.14 НК РФ (с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей).
Пункт 1 ст. 105.16 НК РФ вводит обязанность налогоплательщика уведомлять налоговые органы о совершенных им в календарном году контролируемых сделках.
В соответствии с п. 1 ст. 105.17 НК РФ проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами проводится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по месту его нахождения. Таким органом в соответствии с Приказом Минфина России от 09.08.2005 N 101н "Об утверждении Положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы" является инспекция Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления, инспекция Федеральной налоговой службы межрайонного уровня.
Пункт 3 ст. 105.17 НК РФ регламентирует порядок исчисления срока проведения проверки: он исчисляется со дня вынесения решения о ее проведении и до дня составления справки о проведении такой проверки. Контролирующий орган обязан уведомить налогоплательщика в течение трех дней со дня принятия указанного решения.
Пункт 4 ст. 105.17 НК РФ устанавливает срок проведения проверки не более шести месяцев. Но в исключительных случаях указанный срок может быть продлен до двенадцати месяцев по решению руководителя (заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Кроме того, срок проверки дополнительно может быть увеличен на шесть месяцев, в случае если есть необходимость получения информации от иностранных государственных органов, проведения экспертиз и (или) перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.
В случае если проверка была продлена для получения информации от иностранных государственных органов и в течение шести месяцев федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, не смог получить запрашиваемую информацию, срок продления указанной проверки может быть увеличен на три месяца.
Контролирующий орган обязан направить решение о продлении срока налогоплательщику в течение трех дней со дня его принятия.
Следует отметить, что основания и порядок продления срока проведения проверки устанавливаются ФНС России. Таким образом, исключительные случаи, при которых возможно продление проверки, устанавливает ФНС России. То есть срок в шесть месяцев не является пресекательным, так как по сути налоговый орган может признать исключительным случаем любую ситуацию по своему усмотрению. Но аналогичный порядок увеличения срока проверки предусмотрен и для других видов налогового контроля. Так, в соответствии со ст. 89 НК РФ основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Кроме того, действующим законодательством не предусмотрено ответственности за нарушение срока проведения налоговых проверок. Так, в Определении ВАС РФ от 09.06.2009 N ВАС-6921/09 указано, что нарушение срока проведения налоговой проверки не отнесено НК РФ к существенным условиям, нарушение которых является основанием для отмены судом решения налогового органа. Аналогичная позиция содержится и в Письме Минфина России от 15.09.2011 N 03-02-07/1-328.
Ю. М.Лермонтов
Советник государственной
гражданской службы РФ
3 класса
07.12.2011