Организация, созданная до 01.07.2009 и зарегистрированная в ЕГРЮЛ после 01.07.2009, вплоть до сентября 2011 г. с заявлением о внесении изменений в устав в регистрирующий орган не обращалась. В сентябре 2011 г. организация обратилась в регистрирующий орган с заявлением об изменении своего наименования, однако регистрирующим органом в государственной регистрации таких изменений было отказано. Правомерен ли в указанном случае отказ регистрирующего органа в регистрации таких изменений?

Ответ: Отказ регистрирующего органа в государственной регистрации изменений, в случае если организация, созданная до 01.07.2009 и зарегистрированная в ЕГРЮЛ после 01.07.2009, не привела устав в соответствие с частью первой Гражданского кодекса РФ и Федеральным законом от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ) и одновременно с документами, представленными на государственную регистрацию изменений, не представила заявление о приведении устава в соответствие с указанными нормативными актами, является правомерным.

Если же эта же организация представила одновременно с документами, представленными на государственную регистрацию изменений, заявление о приведении устава в соответствие с указанными нормативными актами, то отказ регистрирующего органа в регистрации изменений является неправомерным.

Обоснование: Согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (в заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица); решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; документ об уплате государственной пошлины.

Пунктом 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ установлен перечень оснований, по которым обществу может быть отказано в государственной регистрации вносимых изменений.

Данный перечень носит закрытый характер и не допускает расширительного толкования, и такое основание, как неприведение устава ООО в соответствие с требованиями части первой ГК РФ и Закона N 14-ФЗ в редакции Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 312-ФЗ), данной нормой не предусмотрено.

Вместе с тем п. 1 ст. 52 ГК РФ предусмотрено: юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.

Учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками).

А п. 1 ст. 12 Закона N 14-ФЗ определено, что устав общества является учредительным документом общества.

Таким образом, в настоящий момент единственным учредительным документом ООО является его устав.

Указанные положения были внесены в Закон N 14-ФЗ Законом N 312-ФЗ.

Согласно ч. 1 ст. 5 Закона N 312-ФЗ настоящий Федеральный закон вступает в силу с 01.07.2009.

В соответствии с ч. 2 ст. 5 Закона N 312-ФЗ уставы обществ, созданных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат приведению в соответствие с частью первой ГК РФ (в ред. Закона N 312-ФЗ) и Законом N 14-ФЗ (в ред. Закона N 312-ФЗ) при первом изменении уставов таких обществ.

Из изложенного следует, что общество обязано привести устав в соответствие с требованиями части первой ГК РФ и Закона N 14-ФЗ в редакции Закона N 312-ФЗ.

Отсюда следует вывод, что до приведения устава общества в соответствие с указанными выше нормативными актами регистрация изменений, вносимых в устав общества, невозможна.

Вместе с тем положения действующего законодательства не устанавливают обязанность ООО, созданных до 01.07.2009 и зарегистрированных после 01.07.2009, перерегистрировать свои уставы.

Президиум ВАС РФ в п. 2 своего Информационного письма от 30.03.2010 N 135 "О некоторых вопросах, связанных с применением статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" указал, что общество считается созданным как юридическое лицо с момента его государственной регистрации (абз. 1 п. 3 ст. 2 Закона N 14-ФЗ).

Однако поскольку учредительные документы общества утверждаются до его государственной регистрации (ст. ст. 11, 52, 54 и 55 Закона N 14-ФЗ), то положения ст. 5 Закона N 312-ФЗ об уставах и учредительных договорах обществ, созданных до 01.07.2009, распространяются также и на общества, запись о создании которых (как в результате учреждения, так и в результате реорганизации) внесена в Единый государственный реестр юридических лиц после 01.07.2009, но заявление о регистрации которых было подано до этой даты.

Таким образом, организация, созданная до 01.07.2009 и зарегистрированная в ЕГРЮЛ после 01.07.2009, обязана наряду с организациями, созданными и зарегистрированными до 01.07.2009, привести свой устав в соответствие с частью первой ГК РФ и Законом N 14-ФЗ при первом обращении в регистрирующие органы для регистрации вносимых изменений.

Более того, Президиум ВАС РФ в п. 1 этого же Информационного письма сделал вывод, что правомерным является отказ регистрирующего органа в государственной регистрации изменений, вносимых в устав общества, который ранее не был приведен в соответствие с названными законодательными актами, представленных в регистрирующий орган после вступления в силу Федерального закона от 17.12.2009 N 310-ФЗ "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", если ни из заявления о государственной регистрации, ни из решения о внесении изменений в устав не следует, что эти изменения направлены на приведение устава общества в соответствие с указанными законодательными актами.

Е. А.Башарин

Юридическая компания "Юново"

06.12.2011