Российская организация арендует помещение по договору аренды с международной организацией. Арендодатель, ссылаясь на нормы международного права, а также на ст. 161 НК РФ, требует включить в договор аренды пункт об обязанности российской организации выступать налоговым агентом по перечислению в бюджет НДС с суммы арендной платы. Международная организация поставлена на учет в налоговом органе с присвоением ИНН и КПП. Насколько правомерны эти требования?
Ответ: Требования международной организации - арендодателя к российской организации - арендатору о перечислении НДС в бюджет в качестве налогового агента с сумм арендной платы не соответствуют положениям ст. 161 Налогового кодекса РФ и нормам международного права.
Обоснование: Обязанность российской организации выступать налоговым агентом по перечислению НДС в бюджет определена ст. 161 НК РФ. Перечисление сумм налога в бюджет от оказания услуг по сдаче в аренду имущества международной организацией не относится к обязанностям налоговых агентов, предусмотренным указанной статьей.
В соответствии со ст. 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
Налоговый статус международной организации закрепляется в международных правовых актах. В качестве примера можно привести ст. VI Соглашения между Правительством Российской Федерации и Организацией Объединенных Наций об учреждении в Российской Федерации Представительства Организации Объединенных Наций (заключено в г. Вене 15.06.1993), предусматривающую освобождение на территории РФ от уплаты НДС указанной организации.
Однако объем освобождения от уплаты НДС, закрепленный в международных соглашениях, различен. Например, на ряд международных организаций, таких как МБЭС, МИБ, МО "Интерэлектро", распространяется действие Конвенции о правовом статусе, привилегиях и иммунитетах межгосударственных экономических организаций, действующих в определенных областях сотрудничества (заключена в г. Будапеште 05.12.1980).
Согласно ст. VII указанной Конвенции организация и занимаемые ею помещения освобождаются от уплаты прямых и других имеющих характер налоговых платежей налогов, как общегосударственных, так и местных.
Что же касается освобождения международных организаций от уплаты НДС при реализации товаров (работ, услуг) самими международными организациями, то необходимо учитывать следующее.
Деятельность международной организации определена в соглашении о ее создании (учреждении) и уставе. Каждая международная организация пользуется правоспособностью, необходимой для выполнения функций и достижения целей, в соответствии с положениями названных документов.
Если выручка от реализации товаров, работ, услуг не имеет отношения к деятельности международной организации по выполнению функций и целей, для которых она создана, то она подлежит налогообложению в общеустановленном порядке. К такому выводу пришел суд, рассматривая иск ИФНС России о привлечении к налоговой ответственности за неуплату НДС за услуги по сдаче в аренду помещений банка (Постановление ФАС Московского округа от 29.09.2005 N КА-А40/8428-05).
К аналогичному выводу пришел Минфин России (Письмо от 23.06.2006 N 03-04-08/127).
Таким образом, международным правом не предусмотрен особый порядок уплаты налога на добавленную стоимость международными организациями при реализации товаров, работ, услуг на территории РФ.
Поэтому требования арендодателя о включении в договор аренды налоговой оговорки не соответствуют нормам действующего законодательства.
Л. Н.Макова
ООО "Аудит-Лекс"
Материал предоставлен при содействии
ООО "КОД"
Регионального информационного центра
Сети КонсультантПлюс
05.12.2011