Правомерно ли расторжение трудового договора с руководителем организации по основанию, предусмотренному п. 4 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, при преобразовании федерального государственного предприятия в открытое акционерное общество путем приватизации, если уставный капитал общества был оплачен исключительно за счет имущества, принадлежащего РФ? Произошла ли в рассматриваемой ситуации смена собственника имущества организации?

Ответ: Поскольку при преобразовании федерального государственного предприятия в открытое акционерное общество путем приватизации произошла смена собственника, расторжение трудового договора с руководителем организации по основанию, предусмотренному п. 4 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ, правомерно.

Обоснование: На основании п. 4 ч. 1 ст. 81 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае смены собственника имущества организации (в отношении руководителя организации, его заместителей и главного бухгалтера).

В силу п. 1 ст. 113 Гражданского кодекса РФ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

Согласно п. 2 ст. 113 ГК РФ имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

В соответствии с п. 6 ст. 113 ГК РФ правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий определяется ГК РФ и Федеральным законом от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон N 161-ФЗ).

На основании п. 1 ст. 2 Закона N 161-ФЗ имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности РФ, субъекту РФ или муниципальному образованию.

От имени РФ или субъекта РФ права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти РФ или органы государственной власти субъекта РФ в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Пунктом 2 ст. 2 Закона N 161-ФЗ предусмотрено, что одним из видов унитарных предприятий в РФ являются унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, - федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта РФ (государственное предприятие), муниципальное предприятие.

В соответствии со ст. 34 Закона N 161-ФЗ преобразование унитарных предприятий в организации иных организационно-правовых форм осуществляется в соответствии с законодательством РФ о приватизации.

Статья 1 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон N 178-ФЗ) понимает под приватизацией государственного и муниципального имущества возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности РФ (далее - федеральное имущество), субъектов РФ, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

На основании п. 2 ст. 2 Закона N 178-ФЗ государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество).

В силу пп. 1 п. 1 ст. 13 Закона N 178-ФЗ одним из способов приватизации государственного и муниципального имущества является преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество.

Согласно п. 2 ст. 13 Закона N 178-ФЗ приватизация имущественных комплексов унитарных предприятий осуществляется путем их преобразования в хозяйственные общества.

Как предусматривает п. 1 ст. 66 ГК РФ, хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности.

Уставный капитал акционерного общества составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами (п. 1 ст. 99 ГК РФ).

Кроме того, согласно п. 3 ст. 213 ГК РФ коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям.

При этом в силу требования п. 2 ст. 25 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" при учреждении общества все его акции должны быть размещены среди учредителей.

Анализируя вышеназванные нормы применительно к рассматриваемой ситуации, можно сделать вывод о том, что в результате преобразования федерального государственного предприятия в открытое акционерное общество путем приватизации, когда уставный капитал общества оплачивается исключительно за счет имущества, принадлежащего РФ, происходит смена собственника имущества организации по смыслу п. 4 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Несмотря на то что все акции акционерного общества были размещены среди одного учредителя - РФ, имущество, внесенное в уставный капитал открытого акционерного общества, является собственностью названного юридического лица.

Аналогичный подход к разрешению рассматриваемой ситуации содержит судебная практика.

Так, Обзор кассационной и надзорной практики Пермского краевого суда по гражданским делам за второе полугодие 2008 года, утвержденный Президиумом Пермского краевого суда 27.02.2009, содержит позицию, согласно которой приватизацию государственного или муниципального имущества в соответствии с Законом N 178-ФЗ следует рассматривать как смену собственника имущества организации применительно к п. 4 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. При этом нахождение всех акций преобразованного государственного унитарного предприятия в собственности РФ не означает отсутствие смены собственника.

Следовательно, расторжение трудового договора с руководителем организации по основанию, предусмотренному п. 4 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, в рассматриваемой ситуации правомерно.

Кроме того, в п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" указывается, что под сменой собственника имущества организации в целях п. 4 ч. 1 ст. 81 ТК РФ следует понимать переход (передачу) права собственности на имущество организации от одного лица к другому лицу или другим лицам, в частности при приватизации государственного или муниципального имущества, то есть при отчуждении имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц (ст. 1 Закона N 178-ФЗ, ст. 217 ГК РФ); при обращении имущества, находящегося в собственности организации, в государственную собственность (последний абзац п. 2 ст. 235 ГК РФ); при передаче государственных предприятий в муниципальную собственность и наоборот; при передаче федерального государственного предприятия в собственность субъекта Российской Федерации и наоборот.

Е. В.Соснов

Минфин России

03.12.2011